Открытка с вербного базара

Непременным атрибутом практически любого семейного праздника в прежние времена служила поздравительная открытка. И если в повседневной переписке сюжет, изображенный на открытом письме, не имел особого значения, то к пасхальным торжествам стремились запастись красочными открытками с соответствующей символикой. Как ни удивительно, но такая продукция, в большом количестве продававшаяся вразнос на вербных базарах, была... немецкого производства. Для нашего собеседника коллекционера-филокартиста кандидата искусствоведения Натальи МОЗОХИНОЙ пасхальные открытки из прошлого века - предмет пристального изучения.

Открытка с вербного базара |  Пасхальная открытка, изданная Общиной св. Евгении по рисунку художника-любителя офицера Финляндского полка Константина Свищевского, 1908 г. Предоставлено автором

Пасхальная открытка, изданная Общиной св. Евгении по рисунку художника-любителя офицера Финляндского полка Константина Свищевского, 1908 г. Предоставлено автором

- Наталья Александровна, почему же российские издательства мало выпускали собственные пасхальные открытки?

- Во-первых, потому что немного было отечественных типографий, которые могли их изготовить. И во-вторых, потому, что печатать за границей было дешевле. Недаром газета «Речь» в апреле 1913 года, касаясь ситуации в России, констатировала: «Тут все немецкие изделия, тут расцвет немецкой «культуры для бедных», немецкие виды, немецкая мещанская сентиментальность, немецкая религиозность и непревзойденная немецкая пошлость...».

Большинство русских издателей предпочитали заказывать и печатать пасхальные открытки за границей, особенно в Германии, поскольку немцы основывали свои агентства повсеместно и сбивали цены у конкурентов. Центрами производства иллюстрированной открытки считались типографии Берлина, Баварии и Саксонии. Русским издателям предлагали готовые рисунки, на которые оставалось только нанести поздравительную надпись.

Вот так и появлялись у распространителей повторяющие друг друга открытки с цыплятами, вылупляющимися из яиц, кроликами, ягнятами или пасхальными яйцами в корзинках.

Несмотря на засилье иностранной пасхальной открытки, отечественные издатели все-таки тоже обращались к теме этого праздника и всегда находили своего покупателя, хотя их продукция стоила как минимум на пять копеек дороже. В затраты включались гонорары художников - от 3 до 50 рублей в зависимости от известности мастера и сложности работы.

- Кто же был «первопроходцем» российской пасхальной открытки?

- Издательство при Общине святой Евгении. В 1898 году оно заказало такие рисунки популярному литератору и иллюстратору Николаю Николаевичу Каразину. Он постарался найти типично русские мотивы, отличавшиеся от заграничных: тут и землепашеские работы, и весеннее половодье с прилетевшими из теплых краев ласточками. И, конечно, религиозная тема с часовней, богомольцами и праздничной тройкой. Эти сюжеты заложили основу для развития образного мира русской пасхальной открытки, а изображение тройки стало едва ли не самым популярным в отечественной открытке начала ХХ века в целом.

Впрочем, в рисунках Каразина тема Пасхи звучит еще довольно опосредованно, поэтому первыми русскими пасхальными открытками исследователи считают открытые письма по рисункам Елизаветы Меркурьевны Бем, выпущенные в 1901 году. Эта известная петербургская художница, график и акварелист, замечательный мастер силуэта, много работала и в жанре открытки.

- Пасхальные сюжеты, как известно, довольно немногочисленны и постоянны. Чем же удивляли художники?

- Уже в 1902 году появляется сразу несколько ярких русских пасхальных открыток по рисункам молодых авторов - художника Ивана Билибина и графика-иллюстратора Иосифа Смукровича. А открытка латышского художника мастера орнамента Юлия Эрнестовича Мадернека (Мадерниекса), изображавшая силуэт церкви в орнаментальной рамке, произвела в издательстве Общины св. Евгении настоящий фурор. Да еще и получила хорошие отзывы в прессе.

«Недурное впечатление удачным подбором красок производит и пасхальный плакат Мадернека - это, во всяком случае, оригинальнее традиционных яичек и цыплят, которыми до сих пор украшают пасхальные и поздравительные карточки и открытки», - отмечал псковский журнал «Коллекционер» в 1902 году.

Расцвет русской пасхальной открытки приходится на вторую половину 1900-х - первую половину 1910-х годов. К этому времени сложился круг художников, делавших рисунки по заказам отечественных издателей. И теперь уже зарубежные издательства стали заказывать рисунки русским художникам - при выпуске открыток специально для российского рынка.

Авторами пасхальных сюжетов были как крупные художники - Александр Бенуа, Борис Зворыкин, так и малоизвестные сейчас мастера печатной графики. Особенно хороша пасхальная пара открыток художника-любителя офицера Финляндского полка Константина Свищевского.

- Вероятно, культура пасхальной открытки ушла в небытие тогда, когда начались гонения на религию?

- Вы знаете, все началось несколько раньше - в годы Первой мировой войны. Постепенно стали исчезать прежние мирные сюжеты, появляться новые, где девушки поздравляют ушедших на фронт солдат пасхальным яйцом. Издатели стали выпускать и специальные открытки с уже заготовленными поздравлениями для военных. Затем революция, Гражданская война, смена мировоззрений, бытовые и финансовые тяготы первых лет после революции, а потом праздник и вовсе отменили...

Сегодня Пасху снова отмечают, и вновь, как и прежде, отправляют друг другу открытки. Зачастую в электронном виде. Однако и традиционные открытки пользуются спросом.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...