Открытка с вербного базара

Непременным атрибутом практически любого семейного праздника в прежние времена служила поздравительная открытка. И если в повседневной переписке сюжет, изображенный на открытом письме, не имел особого значения, то к пасхальным торжествам стремились запастись красочными открытками с соответствующей символикой. Как ни удивительно, но такая продукция, в большом количестве продававшаяся вразнос на вербных базарах, была... немецкого производства. Для нашего собеседника коллекционера-филокартиста кандидата искусствоведения Натальи МОЗОХИНОЙ пасхальные открытки из прошлого века - предмет пристального изучения.

Открытка с вербного базара |  Пасхальная открытка, изданная Общиной св. Евгении по рисунку художника-любителя офицера Финляндского полка Константина Свищевского, 1908 г. Предоставлено автором

Пасхальная открытка, изданная Общиной св. Евгении по рисунку художника-любителя офицера Финляндского полка Константина Свищевского, 1908 г. Предоставлено автором

- Наталья Александровна, почему же российские издательства мало выпускали собственные пасхальные открытки?

- Во-первых, потому что немного было отечественных типографий, которые могли их изготовить. И во-вторых, потому, что печатать за границей было дешевле. Недаром газета «Речь» в апреле 1913 года, касаясь ситуации в России, констатировала: «Тут все немецкие изделия, тут расцвет немецкой «культуры для бедных», немецкие виды, немецкая мещанская сентиментальность, немецкая религиозность и непревзойденная немецкая пошлость...».

Большинство русских издателей предпочитали заказывать и печатать пасхальные открытки за границей, особенно в Германии, поскольку немцы основывали свои агентства повсеместно и сбивали цены у конкурентов. Центрами производства иллюстрированной открытки считались типографии Берлина, Баварии и Саксонии. Русским издателям предлагали готовые рисунки, на которые оставалось только нанести поздравительную надпись.

Вот так и появлялись у распространителей повторяющие друг друга открытки с цыплятами, вылупляющимися из яиц, кроликами, ягнятами или пасхальными яйцами в корзинках.

Несмотря на засилье иностранной пасхальной открытки, отечественные издатели все-таки тоже обращались к теме этого праздника и всегда находили своего покупателя, хотя их продукция стоила как минимум на пять копеек дороже. В затраты включались гонорары художников - от 3 до 50 рублей в зависимости от известности мастера и сложности работы.

- Кто же был «первопроходцем» российской пасхальной открытки?

- Издательство при Общине святой Евгении. В 1898 году оно заказало такие рисунки популярному литератору и иллюстратору Николаю Николаевичу Каразину. Он постарался найти типично русские мотивы, отличавшиеся от заграничных: тут и землепашеские работы, и весеннее половодье с прилетевшими из теплых краев ласточками. И, конечно, религиозная тема с часовней, богомольцами и праздничной тройкой. Эти сюжеты заложили основу для развития образного мира русской пасхальной открытки, а изображение тройки стало едва ли не самым популярным в отечественной открытке начала ХХ века в целом.

Впрочем, в рисунках Каразина тема Пасхи звучит еще довольно опосредованно, поэтому первыми русскими пасхальными открытками исследователи считают открытые письма по рисункам Елизаветы Меркурьевны Бем, выпущенные в 1901 году. Эта известная петербургская художница, график и акварелист, замечательный мастер силуэта, много работала и в жанре открытки.

- Пасхальные сюжеты, как известно, довольно немногочисленны и постоянны. Чем же удивляли художники?

- Уже в 1902 году появляется сразу несколько ярких русских пасхальных открыток по рисункам молодых авторов - художника Ивана Билибина и графика-иллюстратора Иосифа Смукровича. А открытка латышского художника мастера орнамента Юлия Эрнестовича Мадернека (Мадерниекса), изображавшая силуэт церкви в орнаментальной рамке, произвела в издательстве Общины св. Евгении настоящий фурор. Да еще и получила хорошие отзывы в прессе.

«Недурное впечатление удачным подбором красок производит и пасхальный плакат Мадернека - это, во всяком случае, оригинальнее традиционных яичек и цыплят, которыми до сих пор украшают пасхальные и поздравительные карточки и открытки», - отмечал псковский журнал «Коллекционер» в 1902 году.

Расцвет русской пасхальной открытки приходится на вторую половину 1900-х - первую половину 1910-х годов. К этому времени сложился круг художников, делавших рисунки по заказам отечественных издателей. И теперь уже зарубежные издательства стали заказывать рисунки русским художникам - при выпуске открыток специально для российского рынка.

Авторами пасхальных сюжетов были как крупные художники - Александр Бенуа, Борис Зворыкин, так и малоизвестные сейчас мастера печатной графики. Особенно хороша пасхальная пара открыток художника-любителя офицера Финляндского полка Константина Свищевского.

- Вероятно, культура пасхальной открытки ушла в небытие тогда, когда начались гонения на религию?

- Вы знаете, все началось несколько раньше - в годы Первой мировой войны. Постепенно стали исчезать прежние мирные сюжеты, появляться новые, где девушки поздравляют ушедших на фронт солдат пасхальным яйцом. Издатели стали выпускать и специальные открытки с уже заготовленными поздравлениями для военных. Затем революция, Гражданская война, смена мировоззрений, бытовые и финансовые тяготы первых лет после революции, а потом праздник и вовсе отменили...

Сегодня Пасху снова отмечают, и вновь, как и прежде, отправляют друг другу открытки. Зачастую в электронном виде. Однако и традиционные открытки пользуются спросом.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии