Отчий дом для Чеха, Леха и Руса

Мы продолжаем разговор о славянском единстве, начатый в полосе «История» от 26 августа. В XIX веке братство славян позвало русских добровольцев освобождать Балканы от османского владычества. Однако появившаяся на карте в результате Русско-турецкой войны Болгария уже через несколько десятилетий воевала против России в Первой мировой войне... Сложные отношения России и Польши – вообще отдельная глава истории. Почему наша страна так редко находит общие точки соприкосновения с государствами «братских славянских народов»? Вообще есть ли оно, это «славянское единство»? На эти непростые вопросы нам вновь отвечает доцент кафедры истории славянских и балканских стран Института истории СПбГУ кандидат исторических наук Денис АЛИМОВ.

Отчий дом для Чеха, Леха и Руса  | Таким увидел легендарного Нестора-летописца, отстаивавшего в «Повести временных лет» идею единого происхождения всех славян, художник Виктор Васнецов. 1919 г.<br>Из коллекции дома-музея В. М. Васнецова, Москва

Таким увидел легендарного Нестора-летописца, отстаивавшего в «Повести временных лет» идею единого происхождения всех славян, художник Виктор Васнецов. 1919 г.
Из коллекции дома-музея В. М. Васнецова, Москва

– Денис Евгеньевич, в прошлой беседе вы заметили, что объективно славян связывают между собой лишь язык и вера в свое общее происхождение...

– Да, именно так, причем вера эта едва ли основана на фактах. Антропологические и генетические исследования подчас указывают на наличие у современных славянских народов самых разных предков. И все же главные различия между славянами – это различия культурные, которые стали формироваться с приходом христианства.

Именно тогда, более тысячи лет назад, славянский мир, прежде до некоторой степени спаянный единой языческой религией, окончательно и бесповоротно разделился. Восприняв вместе с христианством от своих более цивилизованных соседей, таких как империя Каролингов и Византия, высокую культуру, славяне вступили на путь цивилизации. При этом одни из них стали частью католического Запада, а другие – православного Востока. Впоследствии некоторые славяне на Балканах стали также мусульманами.

Надо отдать должное славянам – они очень быстро приобщились к этим цивилизациям. В результате по культуре они стали почти неотличимы от своих неславянских соседей. Кто бывал в Хорватии, наверняка заметил сходство местного культурного пейзажа с итальянским, в Болгарии – с греческим, в Боснии – с турецким. Это вовсе не значит, что славянам не присуща самобытность. Славянские народы являются органичной частью великих цивилизаций и культурных традиций Европы и Азии, которые в свою очередь многим обогатились благодаря славянам. Удивительно, что, несмотря на кардинальные цивилизационные различия, славяне никогда не забывали о том, что они славяне.

– А когда у славян зародилось это ощущение единства?

– Впервые о славянах как о едином народе заговорили византийские авторы еще в VI веке. Более ясно эта идея зазвучала во времена Кирилла и Мефодия, в IX веке. Они создали славянский литературный язык и, таким образом, снабдили славян наиболее развитым вариантом этнического самосознания. Видимо, именно эту кирилло-мефодиевскую славянскую идею, пришедшую на Русь из Великой Моравии и Болгарии, запечатлел в «Повести временных лет» летописец Нестор, когда писал о едином происхождении всех славян.

В XIV – XV веках идея единства славян получила развитие в Чехии и Польше. Здесь сложилась любопытная легенда о Чехе, Лехе и Русе, родоначальниках трех славянских народов – чешского, польского и русского. Согласно легенде, они были братьями, жившими в Хорватии в замке в городке Крапина, но затем разошлись по разным землям, основав три великих славянских государства...

Новым этапом в развитии идеи славянского единства стала эпоха Возрождения. В это время в Италии гуманисты начали уделять большое внимание фактору языковой близости и впервые стали очерчивать контуры будущих наций. Именно в то время, в XVI веке, хорватские интеллектуалы сформулировали идею единой славянской нации, населяющей пространство от Адриатики до Балтики и от Черного моря до Ледовитого океана. Наконец, в XIX веке возникла та идея славянского единства, которая в конечном счете пошла в массы, став мощнейшим двигателем формирования современных славянских наций.

– Как она появилась?

– Благодаря влиянию немецких философов, которые на рубеже XVIII – XIX веков много писали о том, что каждый народ – хранитель национального духа, ключ к познанию которого – в изучении народных языков. В отличие от предшествующих эпох под народом подразумевалось именно простонародье, крестьянство, что вызвало среди европейских интеллектуалов повальное увлечение народными диалектами и народной культурой.

Именно в то время и зародилось знакомое всем нам клише о «загадочной славянской душе». Представление, что народ имеет душу, – немецкое изобретение. При этом любопытно, что если в эпоху Возрождения славян считали грозными завоевателями, имя которых происходит от слова «слава» (что на самом деле не так), то в XIX веке, в эпоху романтизма, славян стали изображать миролюбивыми земледельцами, несправедливо страдавшими от своих воинственных соседей. Разумеется, все эти образы – порождение мировоззренческого климата тех эпох, когда они создавались. От реальной истории славян они весьма далеки.

– Идея славянского единства немало сделала для освобождения южных славян от османского владычества... А для западных славян она была важна?

– Несомненно. Именно западные славяне первыми усвоили пришедшую из Германии концепцию нации, ставшую основой для формирования представлений о связанном единой судьбой славянском народе. В начале XIX века центром нарождавшегося славянского национализма была Прага, чешские патриоты первыми стали систематически изучать славянские языки и происхождение славян.

В период «весны народов» в 1848 году в Праге состоялся первый славянский съезд, где присутствовали представители всех славянских народов. Деятельность чехов оказала сильное влияние на других славян Австрийской империи, а также на Сербию и Россию.

У нас идея славянского единства стала особенно актуальной после Крымской войны, когда стала развиваться идеология панславизма – единения славян под эгидой Российской империи. Правда, тогда стало обнаруживаться противоречие между идеей славянского единства и православием как стержнем русской культурной матрицы. Стремление некоторых мыслителей во что бы то ни стало соединить одно с другим породило странную идею о том, что славянство и православие неразрывны. Это ставило славян-католиков, не говоря уж о мусульманах, в двусмысленное положение.

Похожие попытки сузить понятие славянства происходили и в других славянских землях. Например, один польский автор выдвинул идею, согласно которой великороссы – не славяне, так как славянам будто бы издревле свойственна демократия и оседлая жизнь, а русские слишком почитают царя и часто меняют места обитания, расселяясь на огромных пространствах.

Понятно, что в обоих случаях – русском и польском – мы сталкиваемся с попытками приписать лингвистической общности какое-то определенное культурное содержание, что совершенно абсурдно по самой своей сути. Еще в XIX веке на это обратил внимание русский философ Константин Леонтьев, подвергнув панславистов критике в своем трактате «Византизм и славянство». Он указывал на византийские истоки русской культурной матрицы, подчеркивая, что славянский мир – это не более чем абстракция, которая не обладает никаким культурным единством, за исключением языка.

После Леонтьева, как известно, пришли евразийцы, добавившие к византийским корням России еще и азиатские. Так идея славянского единства стала утрачивать былую популярность.

– Существует ли эта идея применительно к нашему времени?

– Принадлежность к славянскому миру – часть нашей идентичности, поэтому образованному русскому человеку не только желательно знать о существовании других славянских народов, но и полезно хоть немного разбираться в их истории. Это позволяет более глубоко понимать историческую и культурную специфику нашей собственной страны.

Иное дело – попытки как-то политизировать славянскую идентичность, выстраивая на этой почве союзы, блоки. История показывает, что политические прожекты такого рода неизбежно заканчивались провалом. Славянский мир – слишком сложная и многообразная общность, и пытаться придать ему какое-то политическое наполнение – значит игнорировать эту сложность, что не может привести к позитивному результату.

– Наши народы часто оказывались по разные стороны баррикад во время различных войн или конфликтов...

– Конфликты между Россией и славянскими странами действительно случались, но каждый из них следует рассматривать отдельно. Обобщения здесь неуместны. Более того, вопреки расхожим представлениям, не бывает никаких «многовековых конфликтов». Дело в том, что не только причины конфликтов, но и сами конфликтующие стороны отнюдь не являются постоянными величинами.

В Средние века конфликты зачастую возникали между правителями, в более позднее время противостояние осуществлялось уже от имени наций, еще позднее на первый план начинает выходить идеологическое противостояние. Со стороны же может показаться, что все эти конфликты происходят из-за какой-то многовековой вендетты двух соседних государств. Но это не так.

Например, острое русско-польское противостояние на западных окраинах Российской империи в XIX веке объясняется не только стремлением поляков возродить свою государственность, но и тем, что именно в эту эпоху происходит активное формирование польской и русской наций. Нациестроительство всегда подразумевает четкое очерчивание национальных территорий, а у поляков и русских произошло их частичное наложение друг на друга. Такое в истории Европы случалось очень часто. Современный российский историк Миллер использует для этого специальный термин – «конфликты идеальных отечеств».

Возникают такие конфликты потому, что в процессе нациестроительства национальные идеологи взывают к наследию средневековых государств. Вот и схлестнулись русские с поляками за земли Украины и Беларуси, причем одни апеллировали к Киевской Руси, а другие – к Речи Посполитой. Типологически этот конфликт весьма близок другим конфликтам XIX века – хорватско-сербскому противостоянию в Боснии и Герцеговине, болгарско-сербскому в Македонии, однако по самой сути своей он весьма далек от борьбы Московского государства с Речью Посполитой, тем более от конфликтов Киевской Руси с Польским королевством.

Если же говорить о конфликтах России со славянскими странами в ХХ веке, то тут никуда не деться от идеологии. Можем ли мы считать враждебным нам государством Югославию, которая до 1940 года отказывалась признать СССР? Все зависит от того, с какой идеологией мы себя ассоциируем. Ведь, не признавая советскую власть и считая, пока это было возможно, правителем России адмирала Колчака, Югославия приютила на своей территории тысячи русских людей, буквально спася их от гибели, и внесла большой вклад в сохранение русских культурных традиций, преследовавшихся в Советском Союзе. Кем же она нам была – другом или врагом?

– Многие страны, где проживают славянские народы, являются членами НАТО...

– Если говорить о современной ситуации, то здесь все более-менее понятно. Главная забота любого государства заключается в том, чтобы максимально обеспечить свою безопасность. Великие державы решают эту проблему созданием нового оружия. Малые страны, не имеющие достаточно сил и ресурсов для участия в гонке вооружений, вынуждены вступать в крупные военные блоки.

То, что при этом разные государства оказываются по разные стороны баррикад, в какой-то степени закономерно, ведь каждая из стран стремится к собственной безопасности, не особо думая при этом о безопасности своего соседа. К тому же историческая память малых стран Европы (а большинство славянских государств не могут похвастать статусом сверхдержавы) наполнена болезненными воспоминаниями о минувшем ХХ столетии, когда они многого натерпелись от своих сильных соседей. Когда речь заходит о безопасности государства, языковое родство – это, пожалуй, последнее, о чем принято вспоминать. И славяне здесь не исключение.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (5540) от 09.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...