Оставшихся не разоблаченными — заключать в тюрьмы. Приказ НКВД по перебежчикам

«Об операции по репрессированию перебежчиков — нарушителей госграницы СССР», под таким названием был издан оперативный приказ НКВД СССР № 00693, датированный 23 октября 1937 года. Подписал приказ нарком внутренних дел Николай Ежов. Согласно документу всех перешедших на территорию России следовало немедленно арестовать и «предать разработке». Разоблаченных в качестве шпионов предавать суду или трибуналу, оставшихся не разоблаченными - заключать в тюрьмы.

Оставшихся не разоблаченными — заключать в тюрьмы. Приказ НКВД по перебежчикам | Николай Иванович Ежов. Фото: Wikimedia Commons / Public Domain

Николай Иванович Ежов. Фото: Wikimedia Commons / Public Domain

Все лица, ищущие политического убежища в СССР или лучших материальных условий, дезертиры из частей армии или пограничной охраны, а также реэмигранты, легально перешедшие границу, рассматривались руководством НКВД как «агентура, с заданиями насаждения шпионской и диверсионной сети, организации повстанческих ячеек и совершения диверсионных актов».

В констатирующей части приказа отмечалось, что следственная работа над перебежчиками и их фильтрация ранее были превращены в формальность. Зачастую перебежчику было достаточно только заявить, что он ищет в СССР политического убежища, как его немедленно освобождали из-под стражи и направляли вглубь страны для свободного проживания.

«Насколько слаба работа над перебежчиками и насколько беспечны в отношении их чекисты, показывают хотя бы такие факты. Из числа задержанных пограничной охраной в 1937 году 6 тысяч перебежчиков и дезертиров разоблачены, как агенты иностранных разведок, только 244 человека. Из числа около 15 тысяч перебежчиков-поляков учтено только 9 тысяч», - говорилось в документе.

Николай Ежов требовал «решительной ликвидации возможностей проникновения к нам агентуры противника под видом перебежчиков». Приказом устанавливались следующие действия относительно лиц, перешедших границу СССР:

1. Всех перебежчиков, независимо от мотивов и обстоятельств перехода на нашу территорию немедленно арестовывать и подвергать самой тщательной и всесторонней следственной проработке.

2. Перебежчиков, разоблаченных как агентов иностранных разведок, предавать суду военной коллегии или военных трибуналов.

3. Всех остальных перебежчиков, подозреваемых как агентов иностранных разведок и оставшихся не разоблаченными, заключать в тюрьмы ГУГБ или лагеря через представление следственных дел на Особое совещание. Перебежчиков этой категории при нахождении их в тюрьмах или лагерях подвергать самой тщательной агентурной разработке с целью выявления их принадлежности к иностранным разведкам.

4. Начальнику 8-го отдела ГУГБ разработать и установить систему обязательной дактилоскопической регистрации всех задерживаемых перебежчиков и централизованный их учет.

Как видим, о следственных действиях и доказательной базе в приказе речи не шло. Разоблаченных в ходе «проработки» предавали суду, не разоблаченных отправляли в тюрьмы и продолжали подвергать «самой тщательной агентурной разработке».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#НКВД #спецслужбы #история #Советский Союз

Комментарии