Остался верен короне. Как шведский генерал провел почти 10 лет в русском плену

В Российском государственном архиве Военно-морского флота сохранился документ, повествующий о судьбе останков шведского военачальника Великой северной войны – генерала графа Адама Людвига Левенгаупта. Речь об этом шла в указе Петра I, изданном летом 1721 года, когда в Ништадте велись русско-шведские переговоры о заключении мира.

Остался верен короне. Как шведский генерал провел почти 10 лет в русском плену | ФОТО Википедии / Давид фон Крафт / Public Domain

ФОТО Википедии / Давид фон Крафт / Public Domain

«А тело графа Левенгаупта с Москвы отправить всех и при нем его служителей 5 слуг, а пастора и лекаря отправить же на размену таких же персон и русских всех задержанных, а буде таких нет то пастора розменить на штаб офицеров, а им отданно на полуполковника или на иного кого такого же ранга, а лекаря на капитана буде таких же чинов нет, то на число рядовых по пропорции тех чинов...» – говорилось в царском указе.

Распоряжение совершенно логичное – отправить тело плененного после Полтавской битвы и скончавшегося в плену генерала на родину, а находившуюся при нем обслугу обменять на русских пленных. Россия и Швеция готовились поставить точку в долгом противостоянии, и возвращение останков бывшего противника на родину должно было стать хорошим дружественным жестом...

Как отмечают историки, вопрос о военнопленных – как шведских, которых приходилось содержать, так и русских, выкуп которых требовался, – решался непросто. Еще в мае 1709 года Петр I изложил генерал-адмиралу Федору Апраксину принципы размена пленными: «Разделить полонаников шведских на три доли, вышних и нижних... и одну треть ныне отпустить с Москвы в Стеколну. И как услышите, что на их наших столько же отпустили, то другую отпустить, а потом и третью».

Когда Северная война уже подходила к концу, в марте 1721 года Сенат распорядился усилить надзор за шведскими пленными. В указе, в частности, говорилось: «...дабы всех швецких арестантов имели в доброй осторожности, чтоб никто не бежать и уйтить не мог. А ежели которой губернии и провинции кто уйдет, то взыскано будет на тех губернаторах вице губернаторах и обер комендантах, комендантах и воеводах, и для подлинного известия присылать в военную коллегию тем арестантам подлинные ведомости чрез каждые четыре месяца, между тем на каждый месяц краткие репорты...».

Что же касается Левенгаупта, то в Северной войне он поначалу успешно действовал против русских войск в Прибалтике, но затем удача от него отвернулась. В 1708 году в битве при Лесной, которую Петр I окрестил «матерью Полтавской победы», Левенгаупт потерпел поражение, лишившись обоза с запасом продовольствия, артиллерией, оружием и боеприпасами, так необходимого стоявшему под Полтавой Карлу XII. После чего с остатками своего отряда сумел все-таки оторваться от преследования и соединиться с главными силами короля.

После поражения под Полтавой Левенгаупт отступал вместе с Карлом XII. У реки Переволочна шведские войска оказались в ловушке. Все жилые постройки были сожжены русскими, и найти необходимые для строительства переправы бревна оказалось негде. Позже в своих воспоминаниях лейтенант Вейе поведал, каким образом пытались выйти из положения: «Стояла там только одна старая церковь, ее и разобрали люди Сильверъельма. Но когда брусы стали сплавлять против течения к удобному для переправы месту, веревки порвались и сильным течением брусы унесло».

С трудом нашлись лодки, шведский монарх успел переправиться через реку и укрыться в Османской империи. Левенгаупту не повезло.

1 июля 1709 года, через несколько дней после Полтавы, он с остатками королевской армии капитулировал и оказался в плену.

Петр I пытался склонить оказавшихся в плену военных к переходу на русскую службу. Однако Левенгаупт на протяжении всех десяти лет плена на подобные настойчивые предложения неизменно отвечал вежливым отказом. Верность короне тем более вызывает уважение, если учесть, что генерала на родине совсем не ждал теплый прием, поскольку Карл XII обвинял его в преднамеренной капитуляции.

Гордый шведский пленник скончался в Москве в начале 1719 года и был погребен с отданием воинских почестей на немецком кладбище в Лефортове. Через два с половиной года тело многострадального шведского генерала извлекли из могилы, перевезли на родину, и его прах нашел упокоение в Риддархольмской церкви Стокгольма...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Северная война #захоронение #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7036) от 22.10.2021 под заголовком «Остался верен короне».


Комментарии