Орловская «Отрада». Судьба дворца с акварели Василия Садовникова
Эта акварель замечательна тем, что является творением двух братьев Садовниковых. Петр Семенович в 1834 году построил в стрельнинской усадьбе графа Алексея Федоровича Орлова сказочный дворец в готическом стиле, ласково именовавшийся хозяевами «Отрадой». А его младший брат, Василий Семенович, спустя двадцать лет запечатлел это сооружение в своей акварели, изобразив его «со стороны Петербургской дороги», куда дворец был обращен своим парадным фасадом.
Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга
«Авторский надзор» за строительством дворца и всей усадьбы осуществляла супруга графа Орлова Ольга Александровна (Жеребцова). Она провела детство и юность в сказочной Флоренции и теперь пожелала увидеть ту же картину в Стрельне. Мужу графини это обошлось в 450 тысяч рублей.
На торжествах по случаю завершения строительства дворца, состоявшихся 27 июля 1834 года, присутствовала императорская семья «и избранная часть высшего общества».
Долли Фикельмон, внучка фельдмаршала Кутузова, оставила в своем дневнике восхищенную запись: «Красивый, чудесный дом, хотя внешний вид не совсем удался, но интерьер в готическом стиле прекрасен и говорит о большом вкусе.
Впечатляют три вещи, которых не встретишь ни в одном из здешних домов. Это, прежде всего, потолки, сработанные с восхитительным тщанием и изяществом из белого гипса с рельефами в мавританском стиле - они поразительно эффектны.
Затем двери - во всех комнатах они почти в уровень с потолком, массивные, резные, из красного дерева. Они напомнили мне прекрасные двери в неаполитанских дворцах, которые пропускают столько воздуха! И третья из прекрасных вещей - стрельчатые окна и зеркала в деревянном обрамлении, выполненном очень искусно...».
Бытописатель Петербурга Михаил Иванович Пыляев в 1889 году восхищенно указывал: «В николаевское время в Стрельне из дач по роскоши и красоте славилась дача графа Алек. Фед. Орлова...».
В середине 1850-х годов перед дворцом установили копии двух скульптурных групп «Укротителей коней». Барон Петр Клодт отлил первую группу в 1839 году, а вторую - в 1841-м. Спустя некоторое время на петербургском заводе Лейхтенбергского была освоена технология гальванопластики, которая позволила изготавливать копии скульптур. В 1850-е годы предприятие изготовило копии «коней Клодта» из чистой химической меди: сначала для петергофского Бельведера (царский заказ), а затем для Стрельны...
Что касается судьбы Орловского дворца и стоявших возле него коней Клодта, то часто можно встретить утверждение, что они погибли во время войны. Это так, но необходимо уточнение. Медные скульптуры были срезаны карбидной газорезкой в августе 1941 года (до сих пор следы этого действия видны на сохранившихся постаментах) и отправлены на переплавку, чтобы не достались врагу.
Мне пришлось заниматься изучением этого вопроса более десяти лет. По крупицам удалось собрать сведения, кроме того, я лично обследовал остатки крепящей арматуры (пиронов) на сохранившихся пьедесталах... А Орловский дворец был сожжен в сентябре 1941 года при отступлении советских войск. Мне не раз доводилось слышать подобные свидетельства очевидцев. Стрельнинский старожил Юрий Петрович Крылов подтвердил этот факт в биографической книге «Путиловский двор», вышедшей в 2005 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6484) от 19.07.2019 под заголовком «Орловская «Отрада»».
Комментарии