Опера с протекцией. Как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова

Весной 1899 года в Таврическом дворце в дни празднования 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина с огромным успехом прошла петербургская премьера оперы Сергея Рахманинова «Алеко», ранее скромно поставленной в московском Большом театре в 1893 году. Удивительно, но это знаменитое произведение могло вообще не появиться на сцене, если бы не столичные меломаны...

Опера с протекцией. Как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова | Изображение WikiImages с сайта Pixabay

Изображение WikiImages с сайта Pixabay

Опера «Алеко» была дипломной работой 19-летнего Рахманинова, созданной им в 1892 году при окончании Московской консерватории. Петр Ильич Чайковский, возглавлявший экзаменационную комиссию на выпускных экзаменах по композиции, пришел в восторг от «Алеко», а главный дирижер Большого театра Карл Альтани непосредственно после экзамена пообещал организовать скорую премьеру.

Репетиции оперы долго не начинались, и автор, занятый концертами, поисками заработка, сочинением музыки, подумал, что такова судьба всех молодых композиторов без связей, и смирился. Однако петербургский кузен и тезка Рахманинова генерал-майор Сергей Зилоти, имевший в музыкальном мире Петербурга широкие связи, не оставлял композитора в покое. Он настоял, чтобы тот приехал в декабре 1892 года в столицу, где рассчитывал представить его в высшем свете. «По его мнению, это было необходимым условием для успеха артистической карьеры», - вспоминал композитор много лет спустя.

Сергей Ильич познакомил Рахманинова с придворным дирижером Императорской оперы Эдуардом Направником, чье слово почиталось в Мариинском театре как закон. Правда, это знакомство не возымело никаких последствий ни для композитора, ни для «Алеко».

В итоге в продвижении премьеры «Алеко» помог человек, профессионально не имевший к музыке и театру никакого отношения, - некто К. (имя не установлено), директор одного из департаментов и правая рука всесильного министра императорского двора. В его доме в Красном Селе часто устраивались музыкальные вечера, поскольку господин К. и его супруга были большими меломанами и ценителями искусства.

Как раз тогда в доме директора департамента праздновали день рождения его супруги, и лучшие артисты Императорских театров Петербурга и Москвы наперебой старались доставить удовольствие хозяйке дома и ее гостям.

Сергей Зилоти прибыл на вечер с Сергеем Рахманиновым, и последнему жалеть об этом не пришлось. В тот вечер он познакомился со знаменитыми артистами Александринского театра любимцами публики Константином Варламовым и Владимиром Давыдовым, по словам Рахманинова, - «может быть, двумя самыми талантливыми комедийными артистами, рожденными когда-либо Россией». Чтобы уморить зрителей, достаточно было бы выступить и одному из них, но специально для этого вечера они подготовили сценку Чичикова и Петрушки из «Мертвых душ» Гоголя... Когда их выступление закончилось, публике потребовалось немало времени, чтобы прийти в себя от безудержного хохота.

Затем пел Николай Фигнер, знаменитый солист Мариинского театра, а после него Сергей Зилоти предоставил Рахманинову возможность сесть за рояль и сыграть два отрывка из «Алеко». Тот блестяще исполнил «Пляску мужчин» и «Пляску женщин» - два зажигательных «цыганских» танца, исполняемых и в наше время не только в контексте оперы «Алеко», но и в сборных концертах как хореографические номера или оркестровые пьесы.

Среди гостей был начальник канцелярии Императорских театров Владимир Петрович Погожев. Во время аплодисментов, сопровождавших выступление Рахманинова, хозяйка дома подошла к Погожеву и с очаровательной улыбкой произнесла:

- Согласитесь, какая прелестная музыка! Вы ведь поставите оперу этого юноши в Москве, не правда ли? Я обещаю вам приехать на премьеру.

И речи не могло быть об отказе влиятельной даме. Весной 1893 года оперу «Алеко» действительно поставили на сцене Большого театра в Первопрестольной, и хотя госпожа из Красного Села не почтила премьеру своим присутствием, Рахманинов был безмерно счастлив.

Отдельные номера из «Алеко» стали популярны задолго до премьеры, так как клавир оперы целиком и по частям был издан предприимчивым издателем Карлом Гутхейлем. Ноты продавались в Петербурге, Москве и других городах. Каватину Алеко, песню Земфиры «Старый муж, грозный муж!..», романс Молодого цыгана и другие фрагменты исполняли по всей России знаменитые певцы и просто любители музыки...

Читайте также о том, что всемирно известный тенор Брайан Химель впервые дал сольный концерт в России.

#опера #история России #Рахманинов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6455) от 07.06.2019 под заголовком «Опера с протекцией».


Комментарии