Опера с протекцией. Как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова

Весной 1899 года в Таврическом дворце в дни празднования 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина с огромным успехом прошла петербургская премьера оперы Сергея Рахманинова «Алеко», ранее скромно поставленной в московском Большом театре в 1893 году. Удивительно, но это знаменитое произведение могло вообще не появиться на сцене, если бы не столичные меломаны...

Опера с протекцией. Как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова | Изображение WikiImages с сайта Pixabay

Изображение WikiImages с сайта Pixabay

Опера «Алеко» была дипломной работой 19-летнего Рахманинова, созданной им в 1892 году при окончании Московской консерватории. Петр Ильич Чайковский, возглавлявший экзаменационную комиссию на выпускных экзаменах по композиции, пришел в восторг от «Алеко», а главный дирижер Большого театра Карл Альтани непосредственно после экзамена пообещал организовать скорую премьеру.

Репетиции оперы долго не начинались, и автор, занятый концертами, поисками заработка, сочинением музыки, подумал, что такова судьба всех молодых композиторов без связей, и смирился. Однако петербургский кузен и тезка Рахманинова генерал-майор Сергей Зилоти, имевший в музыкальном мире Петербурга широкие связи, не оставлял композитора в покое. Он настоял, чтобы тот приехал в декабре 1892 года в столицу, где рассчитывал представить его в высшем свете. «По его мнению, это было необходимым условием для успеха артистической карьеры», - вспоминал композитор много лет спустя.

Сергей Ильич познакомил Рахманинова с придворным дирижером Императорской оперы Эдуардом Направником, чье слово почиталось в Мариинском театре как закон. Правда, это знакомство не возымело никаких последствий ни для композитора, ни для «Алеко».

В итоге в продвижении премьеры «Алеко» помог человек, профессионально не имевший к музыке и театру никакого отношения, - некто К. (имя не установлено), директор одного из департаментов и правая рука всесильного министра императорского двора. В его доме в Красном Селе часто устраивались музыкальные вечера, поскольку господин К. и его супруга были большими меломанами и ценителями искусства.

Как раз тогда в доме директора департамента праздновали день рождения его супруги, и лучшие артисты Императорских театров Петербурга и Москвы наперебой старались доставить удовольствие хозяйке дома и ее гостям.

Сергей Зилоти прибыл на вечер с Сергеем Рахманиновым, и последнему жалеть об этом не пришлось. В тот вечер он познакомился со знаменитыми артистами Александринского театра любимцами публики Константином Варламовым и Владимиром Давыдовым, по словам Рахманинова, - «может быть, двумя самыми талантливыми комедийными артистами, рожденными когда-либо Россией». Чтобы уморить зрителей, достаточно было бы выступить и одному из них, но специально для этого вечера они подготовили сценку Чичикова и Петрушки из «Мертвых душ» Гоголя... Когда их выступление закончилось, публике потребовалось немало времени, чтобы прийти в себя от безудержного хохота.

Затем пел Николай Фигнер, знаменитый солист Мариинского театра, а после него Сергей Зилоти предоставил Рахманинову возможность сесть за рояль и сыграть два отрывка из «Алеко». Тот блестяще исполнил «Пляску мужчин» и «Пляску женщин» - два зажигательных «цыганских» танца, исполняемых и в наше время не только в контексте оперы «Алеко», но и в сборных концертах как хореографические номера или оркестровые пьесы.

Среди гостей был начальник канцелярии Императорских театров Владимир Петрович Погожев. Во время аплодисментов, сопровождавших выступление Рахманинова, хозяйка дома подошла к Погожеву и с очаровательной улыбкой произнесла:

- Согласитесь, какая прелестная музыка! Вы ведь поставите оперу этого юноши в Москве, не правда ли? Я обещаю вам приехать на премьеру.

И речи не могло быть об отказе влиятельной даме. Весной 1893 года оперу «Алеко» действительно поставили на сцене Большого театра в Первопрестольной, и хотя госпожа из Красного Села не почтила премьеру своим присутствием, Рахманинов был безмерно счастлив.

Отдельные номера из «Алеко» стали популярны задолго до премьеры, так как клавир оперы целиком и по частям был издан предприимчивым издателем Карлом Гутхейлем. Ноты продавались в Петербурге, Москве и других городах. Каватину Алеко, песню Земфиры «Старый муж, грозный муж!..», романс Молодого цыгана и другие фрагменты исполняли по всей России знаменитые певцы и просто любители музыки...

Читайте также о том, что всемирно известный тенор Брайан Химель впервые дал сольный концерт в России.

#опера #история России #Рахманинов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6455) от 07.06.2019 под заголовком «Опера с протекцией».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...