Опера с протекцией. Как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова

Весной 1899 года в Таврическом дворце в дни празднования 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина с огромным успехом прошла петербургская премьера оперы Сергея Рахманинова «Алеко», ранее скромно поставленной в московском Большом театре в 1893 году. Удивительно, но это знаменитое произведение могло вообще не появиться на сцене, если бы не столичные меломаны...

Опера с протекцией. Как столичные меломаны спасли «Алеко» Рахманинова | Изображение WikiImages с сайта Pixabay

Изображение WikiImages с сайта Pixabay

Опера «Алеко» была дипломной работой 19-летнего Рахманинова, созданной им в 1892 году при окончании Московской консерватории. Петр Ильич Чайковский, возглавлявший экзаменационную комиссию на выпускных экзаменах по композиции, пришел в восторг от «Алеко», а главный дирижер Большого театра Карл Альтани непосредственно после экзамена пообещал организовать скорую премьеру.

Репетиции оперы долго не начинались, и автор, занятый концертами, поисками заработка, сочинением музыки, подумал, что такова судьба всех молодых композиторов без связей, и смирился. Однако петербургский кузен и тезка Рахманинова генерал-майор Сергей Зилоти, имевший в музыкальном мире Петербурга широкие связи, не оставлял композитора в покое. Он настоял, чтобы тот приехал в декабре 1892 года в столицу, где рассчитывал представить его в высшем свете. «По его мнению, это было необходимым условием для успеха артистической карьеры», - вспоминал композитор много лет спустя.

Сергей Ильич познакомил Рахманинова с придворным дирижером Императорской оперы Эдуардом Направником, чье слово почиталось в Мариинском театре как закон. Правда, это знакомство не возымело никаких последствий ни для композитора, ни для «Алеко».

В итоге в продвижении премьеры «Алеко» помог человек, профессионально не имевший к музыке и театру никакого отношения, - некто К. (имя не установлено), директор одного из департаментов и правая рука всесильного министра императорского двора. В его доме в Красном Селе часто устраивались музыкальные вечера, поскольку господин К. и его супруга были большими меломанами и ценителями искусства.

Как раз тогда в доме директора департамента праздновали день рождения его супруги, и лучшие артисты Императорских театров Петербурга и Москвы наперебой старались доставить удовольствие хозяйке дома и ее гостям.

Сергей Зилоти прибыл на вечер с Сергеем Рахманиновым, и последнему жалеть об этом не пришлось. В тот вечер он познакомился со знаменитыми артистами Александринского театра любимцами публики Константином Варламовым и Владимиром Давыдовым, по словам Рахманинова, - «может быть, двумя самыми талантливыми комедийными артистами, рожденными когда-либо Россией». Чтобы уморить зрителей, достаточно было бы выступить и одному из них, но специально для этого вечера они подготовили сценку Чичикова и Петрушки из «Мертвых душ» Гоголя... Когда их выступление закончилось, публике потребовалось немало времени, чтобы прийти в себя от безудержного хохота.

Затем пел Николай Фигнер, знаменитый солист Мариинского театра, а после него Сергей Зилоти предоставил Рахманинову возможность сесть за рояль и сыграть два отрывка из «Алеко». Тот блестяще исполнил «Пляску мужчин» и «Пляску женщин» - два зажигательных «цыганских» танца, исполняемых и в наше время не только в контексте оперы «Алеко», но и в сборных концертах как хореографические номера или оркестровые пьесы.

Среди гостей был начальник канцелярии Императорских театров Владимир Петрович Погожев. Во время аплодисментов, сопровождавших выступление Рахманинова, хозяйка дома подошла к Погожеву и с очаровательной улыбкой произнесла:

- Согласитесь, какая прелестная музыка! Вы ведь поставите оперу этого юноши в Москве, не правда ли? Я обещаю вам приехать на премьеру.

И речи не могло быть об отказе влиятельной даме. Весной 1893 года оперу «Алеко» действительно поставили на сцене Большого театра в Первопрестольной, и хотя госпожа из Красного Села не почтила премьеру своим присутствием, Рахманинов был безмерно счастлив.

Отдельные номера из «Алеко» стали популярны задолго до премьеры, так как клавир оперы целиком и по частям был издан предприимчивым издателем Карлом Гутхейлем. Ноты продавались в Петербурге, Москве и других городах. Каватину Алеко, песню Земфиры «Старый муж, грозный муж!..», романс Молодого цыгана и другие фрагменты исполняли по всей России знаменитые певцы и просто любители музыки...

Читайте также о том, что всемирно известный тенор Брайан Химель впервые дал сольный концерт в России.

#опера #история России #Рахманинов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6455) от 07.06.2019 под заголовком «Опера с протекцией».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».