«Никуда не поедем. Мы - дома». Как жили ленинградцы в первые дни войны

«Никуда не поедем. Мы - дома». Как жили ленинградцы в первые дни войны |

Весной 1941-го я окончил первый класс. На дачу мы не поехали, потому что самому младшему в нашей семье было только пять месяцев. Слово «война» уже было нам хорошо известно по финской, хотя многие считали ее и не войной вовсе, а маневрами.

Жили мы в центре, на улице Ломоносова - тогда она называлась Чернышевым переулком. Отец был кадровым военным и служил в пехотном училище им. С. М. Кирова, что находилось на Садовой улице. Он ушел на фронт в первые дни войны.

Когда город начали бомбить, мы прятались в бомбоубежище. Младший - в коляске, средний брат и мать - держась за коляску, а я рядом с мешком за плечами, в котором находились еда и вода: пока было, что брать. И так по нескольку раз в день. А потом привыкли и перестали ходить в бомбоубежище. Когда начинался обстрел, мама заводила патефон, звала соседей, и мы все на зло врагу громко пели: «Если завтра война, если враг нападет, если темная сила нагрянет, как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет».

Пришли голод, холод, болезни. Мы, все трое братьев, заболели сначала корью, а потом еще и воспалением легких, но выжили. Вот только тяжесть была на душе: от отца не получили ни одной весточки. Я, малолетка, взял на себя заботу о семье. Стоял в хлебных очередях, ходил за водой к проруби, что была прорублена в Фонтанке...

А потом пришли дружинники и говорят: «Собирайте вещички», - нас решили эвакуировать. Мать собрала все самое необходимое. А когда те ушли, развязала узлы и сказала: «Никуда мы не поедем. Мы - дома. Ленинград немцам не сдадут. Если все из города уедут, то и защищать здесь будет некого». Так мы никуда и не уехали.

Однажды в наш дом попала бомба. Выбило последнее стекло в окне, упала люстра, разбилась посуда. Да она нам была и ни к чему - есть нечего. Иногда маме удавалось достать немного дуранды, столярного клея, даже глицерин шел в пищу.

Да, мы, дети блокады, отведали горя в полной мере. Конечно, мы не могли принимать активного участия в борьбе за выживание, но одно то, что мы находились в блокадном городе, становилось еще одним поводом для защитников Ленинграда стоять насмерть.

#Великая Отечественная война #ВОВ #история России #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6461) от 18.06.2019 под заголовком ««Никуда не поедем. Мы - дома»».


Комментарии