Нежданный гость. Как Николай I гимназии инспектировал
Как известно, император Николай I предпочитал лично вникать во все процессы государственной жизни. В том числе и в народное просвещение, поскольку его задачей значилось воспитание благонадежных и верных подданных. О предстоящих инспекциях Николай Павлович предпочитал заранее не объявлять, чтобы увидеть на месте реальное положение дел. И решения о профпригодности преподавателей принимал также самолично. Мы изучили документы Российского государственного исторического архива, рассказывающие о визитах царя в разные гимназии.

Портрет Николая I, художник Франц Крюгер / Public Domain
Первая Петербургская гимназия на Ивановской (ныне Социалистическая) улице, куда император внезапно заглянул 10 апреля 1833 года, считалась привилегированной: в нее принимали исключительно детей дворян, а помимо предметов общеобразовательного курса и языков преподавали фехтование, танцы и пение. Двоих лучших воспитанников гимназии раз в неделю приглашали в Зимний дворец, с тем чтобы составлять «школьное общество» для наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Выпускники, получившие «похвальные аттестаты», имели право поступать в Университет без экзаменов.
Приехав в учебное заведение в половине третьего дня, Николай Павлович направился на урок истории в 5-м классе. Привыкнув за годы армейской службы замечать малейшие нарушения дисциплины, он сразу обратил внимание, что один из учеников облокотился на спинку скамьи, в то время как следовало сидеть прямо и держать спину ровно. Увидев это, «Его Императорское Величество изволил изъявить свое неудовольствие» и приказал «отставить от должности» старшего учителя истории Николая Турчанинова, проводившего злополучный урок.
В тот же день пострадавший педагог подал «слезное прошение» управляющему Министерством народного просвещения Сергею Уварову. Он объяснял, что, «происходя из духовного звания» (он вырос в семье известного музыкального деятеля, чье имя увековечено на здании Капеллы, протоиерея Петра Турчанинова), был учителем в Петербургской духовной семинарии, а затем «принял на себя обязанность преподавать исторические уроки воспитанникам гимназии». Чтобы поступить в нее, он прошел конкурс и был отобран профессорами историко-филологического факультета из числа шести претендентов, читавших пробные лекции. Учителем его утвердило правление Петербургского университета. К моменту царского визита он находился на своей должности всего два месяца.
«Занятый предметом исторического рассказа и еще почти совсем незнакомый с моими новыми учениками, а равно и порядком заведения, я не заметил неприличного положения воспитанников во время урока», – объяснял Турчанинов. Это привело к тому, что он «имел первое в жизни своей столь поразительное и трогательное несчастие подвергнуться немилости Его Императорского Величества при Высочайшем посещении гимназии».
Сознавая «с трепетом» свою вину, учитель подчеркивал, что случившееся с ним злоключение поразило также его отца, служившего в церкви при Мариинской больнице для бедных, и жену, «находящуюся в последнем времени беременности». Он умолял просить императора даровать ему прощение.
Уваров, который сам всего три недели назад приступил к управлению Министерством просвещения, замолвил за учителя слово, и император распорядился не увольнять педагога, а перевести в другую гимназию. В итоге произвели рокировку: Турчанинову дали должность учителя истории в Третьей Петербургской гимназии, а на его место в Первую переместили тамошнего учителя Василия Кузмина...
В Ларинскую гимназию, что на 6-й линии Васильевского острова, 15, император тоже нагрянул внезапно. Случилось это в марте 1851 года. «Не доставало нескольких минут до двух часов, когда прибежавший служитель известил меня, что Государь Император остановился у подъезда гимназии», – отмечал в своем докладе директор гимназии Адам Фишер, занимавший этот пост четверть века.
Он немедленно поспешил навстречу. «Здравствуйте, директор, здоровы ли вы? – отвечал самодержец на приветствие Фишера и, поднимаясь вместе с ним наверх, продолжил расспросы: – Все ли у вас благополучно? Где дети? В классах?».
Затем Николай Павлович зашел в ближайшую аудиторию, там вел занятия по всеобщей истории будущий известный общественный деятель выпускник той же гимназии Михаил Стасюлевич. Увидев государя, воспитанники приветствовали его «громким и единогласным, но не выходящим из пределов приличия криком: «Здравия желаем Вашему Императорскому Величеству!».
Посетив уроки истории, математики и географии, царь остался весьма доволен. А заглянув в кабинет, где шло занятие по французскому, обратил внимание на количество учеников – почти 30 человек. «Не слишком ли много в одном классе? Могут ли они сделать надлежащий успех? По моему мнению, самое лучшее иметь в каждом классе только от 20 до 30 человек», – заметил император.
На уроке чистописания во 2-м классе он самолично проверил тетради у некоторых учеников. В заключение своего визита он посетил выпускной 7-й класс гимназии, где в этот самый момент обсуждали деятельность «учреждений на пользу народного просвещения» в его собственное царствование. Нимало не смутившись этим обстоятельством, самодержец велел продолжать урок... «Тысяча благодарений, я очень доволен», – заявил царь директору гимназии, покидая учебное заведение.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7059) от 26.11.2021 под заголовком «Нежданный гость».
Материалы рубрики
Романовых заменили Рылеевым. Предыстория купчинских территорий
Вскрытие показало. Должен ли собственник навещать арендаторов?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии