Нежданный гость. Как Николай I гимназии инспектировал

Как известно, император Николай I предпочитал лично вникать во все процессы государственной жизни. В том числе и в народное просвещение, поскольку его задачей значилось воспитание благонадежных и верных подданных. О предстоящих инспекциях Николай Павлович предпочитал заранее не объявлять, чтобы увидеть на месте реальное положение дел. И решения о профпригодности преподавателей принимал также самолично. Мы изучили документы Российского государственного исторического архива, рассказывающие о визитах царя в разные гимназии.

Нежданный гость. Как Николай I гимназии инспектировал | Портрет Николая I, художник Франц Крюгер / Public Domain

Портрет Николая I, художник Франц Крюгер / Public Domain

Первая Петербургская гимназия на Ивановской (ныне Социалистическая) улице, куда император внезапно заглянул 10 апреля 1833 года, считалась привилегированной: в нее принимали исключительно детей дворян, а помимо предметов общеобразовательного курса и языков преподавали фехтование, танцы и пение. Двоих лучших воспитанников гимназии раз в неделю приглашали в Зимний дворец, с тем чтобы составлять «школьное общество» для наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Выпускники, получившие «похвальные аттестаты», имели право поступать в Университет без экзаменов.

Приехав в учебное заведение в половине третьего дня, Николай Павлович направился на урок истории в 5-м классе. Привыкнув за годы армейской службы замечать малейшие нарушения дисциплины, он сразу обратил внимание, что один из учеников облокотился на спинку скамьи, в то время как следовало сидеть прямо и держать спину ровно. Увидев это, «Его Императорское Величество изволил изъявить свое неудовольствие» и приказал «отставить от должности» старшего учителя истории Николая Турчанинова, проводившего злополучный урок.

В тот же день пострадавший педагог подал «слезное прошение» управляющему Министерством народного просвещения Сергею Уварову. Он объяснял, что, «происходя из духовного звания» (он вырос в семье известного музыкального деятеля, чье имя увековечено на здании Капеллы, протоиерея Петра Турчанинова), был учителем в Петербургской духовной семинарии, а затем «принял на себя обязанность преподавать исторические уроки воспитанникам гимназии». Чтобы поступить в нее, он прошел конкурс и был отобран профессорами историко-филологического факультета из числа шести претендентов, читавших пробные лекции. Учителем его утвердило правление Петербургского университета. К моменту царского визита он находился на своей должности всего два месяца.

«Занятый предметом исторического рассказа и еще почти совсем незнакомый с моими новыми учениками, а равно и порядком заведения, я не заметил неприличного положения воспитанников во время урока», – объяснял Турчанинов. Это привело к тому, что он «имел первое в жизни своей столь поразительное и трогательное несчастие подвергнуться немилости Его Императорского Величества при Высочайшем посещении гимназии».

Сознавая «с трепетом» свою вину, учитель подчеркивал, что случившееся с ним злоключение поразило также его отца, служившего в церкви при Мариинской больнице для бедных, и жену, «находящуюся в последнем времени беременности». Он умолял просить императора даровать ему прощение.

Уваров, который сам всего три недели назад приступил к управлению Министерством просвещения, замолвил за учителя слово, и император распорядился не увольнять педагога, а перевести в другую гимназию. В итоге произвели рокировку: Турчанинову дали должность учителя истории в Третьей Петербургской гимназии, а на его место в Первую переместили тамошнего учителя Василия Кузмина...

В Ларинскую гимназию, что на 6-й линии Васильевского острова, 15, император тоже нагрянул внезапно. Случилось это в марте 1851 года. «Не доставало нескольких минут до двух часов, когда прибежавший служитель известил меня, что Государь Император остановился у подъезда гимназии», – отмечал в своем докладе директор гимназии Адам Фишер, занимавший этот пост четверть века.

Он немедленно поспешил навстречу. «Здравствуйте, директор, здоровы ли вы? – отвечал самодержец на приветствие Фишера и, поднимаясь вместе с ним наверх, продолжил расспросы: – Все ли у вас благополучно? Где дети? В классах?».

Затем Николай Павлович зашел в ближайшую аудиторию, там вел занятия по всеобщей истории будущий известный общественный деятель выпускник той же гимназии Михаил Стасюлевич. Увидев государя, воспитанники приветствовали его «громким и единогласным, но не выходящим из пределов приличия криком: «Здравия желаем Вашему Императорскому Величеству!».

Посетив уроки истории, математики и географии, царь остался весьма доволен. А заглянув в кабинет, где шло занятие по французскому, обратил внимание на количество учеников – почти 30 человек. «Не слишком ли много в одном классе? Могут ли они сделать надлежащий успех? По моему мнению, самое лучшее иметь в каждом классе только от 20 до 30 человек», – заметил император.

На уроке чистописания во 2-м классе он самолично проверил тетради у некоторых учеников. В заключение своего визита он посетил выпускной 7-й класс гимназии, где в этот самый момент обсуждали деятельность «учреждений на пользу народного просвещения» в его собственное царствование. Нимало не смутившись этим обстоятельством, самодержец велел продолжать урок... «Тысяча благодарений, я очень доволен», – заявил царь директору гимназии, покидая учебное заведение.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Николай I #история #школы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7059) от 26.11.2021 под заголовком «Нежданный гость».


Комментарии