Несчастный случай на минном поле

Сколько лет бились краеведы, чтобы понять происхождение названия этой улицы!.. Разгадка пришла совершенно случайно - благодаря документам Центрального государственного архива историко-политических документов (бывшего Партийного). С ними мне довелось работать при подготовке очерков для книги «История социалистических преобразований на Карельском перешейке 1939 - 1940, 1944 - 1950 гг.».

Несчастный случай на минном поле | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Как выяснилось, название улицы Громыхалова связано с первыми месяцами после «зимней» войны с Финляндией. Ее последние залпы отгремели 13 марта 1940 года. Присоединенные территории Карельского перешейка были практически полностью лишены населения и разорены военными действиями. Хотя многие деревни финские войска при отступлении не успели сжечь. Так, например, в Териоках (ныне Зеленогорск) полностью сохранилось около тысячи домов с хозяйственными постройками.

В середине июня 1940 года по решению исполкома Леноблсовета на бывшие земли Финляндии начали переселять семьи колхозников из Подпорожского и Вознесенского районов Ленинградской области. На станциях Териоки и Куоккала (ныне Репино) новоселов встречали представители местной администрации, которые выдавали предписание на дальнейшее расселение и организовывали транспорт.

Органы местной власти были сформированы заранее, и еще в начале мая состоялись первые заседания поселковых и городских Советов депутатов трудящихся. На первом заседании Териокского горсовета 7 мая 1940 года четверо собравшихся депутатов во главе с председателем горячо обсуждали наиважнейшие проблемы, среди которых пятым пунктом шел вопрос о переименовании примерно 80% прежних названий.

Кто и по какому принципу составлял список новых наименований, остается загадкой. Особое место занимали, естественно, имевшие военно-политический уклон: Восстания, Пионерская, Красноармейская, Комсомольская, Красных Командиров, Кавалерийская, Артиллерийская, Танкистов, Флотская, Авиационная, Экипажная, Десантная.

В поселке Келломяки (ныне Комарово) вопросы переименования улиц также относились к первоочередным задачам. Кстати, названия там сохранялись русские. До революции в этом поселке квартировали в основном петербургские дачники, а потом, когда территория относилась к Финляндии, русские названия чаще всего просто дублировались на финском языке.

Автор списка новых, советских, названий также остался неизвестным. Впрочем, по одному из произошедших там эпизодов можно судить о том, кто был причастен к имятворчеству.

2 августа 1940 года уполномоченные Военсовета и Леноблисполкома по селению Келломяки Н. Борисов и М. Левичев в докладной записке секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) Т. Штыкову сообщали, что на территории поселка было обнаружено много мин, оставленных финской армией при отступлении, - перед входом в дома, сараи, подвалы и другие места.

Приводился в документе и такой эпизод: при обезвреживании мин погиб один военнослужащий - младший командир Громыхалов из 151-го стрелкового полка железнодорожных войск НКВД. «Несчастный случай произошел 26 апреля 1940 года при переходе через минное поле».

В том же документе было отмечено: «После стаяния снега нами обнаружено на минных полях семь трупов бойцов РККА разных частей, все погибшие товарищи в боях с белофиннами нами похоронены в братской могиле в пос. Келломяки. Братская могила приведена в образцовый порядок - сделана оградка, посажены цветы, сделаны обелиски - надписи и т. п.».

Возможно, Громыхалов относился к группе военнослужащих НКВД, обеспечивавших охрану важных объектов, в частности, на железной дороге. Части НКВД шли по пятам наступающей действующей армии, занимая населенные пункты и обследуя их на предмет наличия населения, документации и материальных ценностей. Им вменялось в обязанность собирать и складировать трофейное вооружение и бесхозное имущество, помогая тем самым уполномоченным выполнять свои функции. Как бы то ни было, но благодаря докладной записке улица, которая до этого именовалась Седьмой, получила имя в честь погибшего недалеко от нее Громыхалова.

Увы, никаких документов, в которых содержатся обоснования присвоения тех или иных названий другим улицам Келломяк, а также многих других населенных пунктов Карельского перешейка, обнаружить не удалось. Большинство этих новых, советских, наименований очень похожи, следовательно, они были составлены по общему шаблону.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии