Неистовая Пелагея. За что актрису Стрепетову называли «чудом» и «самородком»?

Судьба драматической актрисы Пелагеи Стрепетовой заинтересовала меня прежде всего потому, что последние годы жизни она провела у нас в Семенцах - в доме на пересечении нынешних Клинского (№ 27) и Московского проспектов (№ 42). А когда я начала читать о ней, не переставала удивляться, почему такая артистка была так быстро забыта. Как будто выгорела вместе со своим талантом...

Неистовая Пелагея. За что актрису Стрепетову называли «чудом» и «самородком»? | Портрет Пелагеи Стрепетовой кисти Ильи Репина, 1882 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Портрет Пелагеи Стрепетовой кисти Ильи Репина, 1882 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Своей игрой она восхищала современников: в печати ее нередко именовали «актрисой-самородком» или «чудом». Среди почитателей ее актерского таланта были писатели А. Н. Плещеев и И. С. Тургенев. Последний, потрясенный до слез игрой Стрепетовой в роли Лизаветы в пьесе А. Ф. Писемского «Горькая судьбина», восклицал: «Это же сама действительность... действительность!.. Все говорят о школе. Какая это такая школа может дать то, что нам сегодня показали? Выучиться так играть нельзя. Так можно только переживать, имея в сердце искру Божию...».

«По-моему, это безусловно гениальная актриса, - сообщал П. И. Чайковский брату, - я был подавлен громадной силой ее таланта». А. Н. Островский до конца своих дней оставался другом и защитником Пелагеи Стрепетовой, блестяще игравшей в ведущих театрах страны главные роли героинь его произведений: Марью Андреевну в «Бедной невесте», Катерину в «Грозе», Василису Мелентьеву в одноименной пьесе.

Не всегда внешность Стрепетовой подходила для ролей, которые ей приходилось играть. С детства она страдала сильным искривлением позвоночника: этот изъян часто становился предметом закулисных насмешек. Однако на сцене Пелагея преображалась настолько, что физические недостатки не имели никакого значения.

Трагические роли, которые исполняла Стрепетова, зачастую соответствовали душевному состоянию актрисы, страданиям и событиям ее собственной жизни.

Пелагея не знала своих настоящих родителей: младенцем ее подбросили на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера, и так как нашли ее 4 октября 1850 года, то и решили считать эту дату ее днем рождения. Хоть удочерившие ее Стрепетовы и были к ней добры, она никак не могла подавить в себе ощущение ущербности.

С детства Полина (как звали Пелагею близкие) мечтала стать актрисой. Ее настойчивые попытки уговорить родителей отдать ее на сцену возымели свое. С 1865 года она начала выступать в маленьком театре в Рыбинске. После отправилась завоевывать публику Ярославля, затем Симбирска, Мурома, Новгорода, Самары, Казани, Москвы, Петербурга... Однако задолго до этих вершин в Саратовском театре неопытная Полина, которой не было еще и двадцати, влюбилась в актера Стрельского, а впоследствии осталась обманутой им с ребенком на руках. Ненависть, которая разрастется к Михаилу Стрельскому, выльется на незаконнорожденную Машу. За всю жизнь дочь так и не узнает материнской любви...

Порой она не выходила из роли и в жизни, наяву могла остаться в театральной реальности, ждала тех же страстей и романтических чувств, какие испытывала на сцене. Так, однажды она предложила жениться на себе влюбленному в нее театральному кассиру, который, зная ее неуравновешенную натуру, попросил одуматься и дождаться следующего дня. Однако наутро она продолжила игру выдуманной героини, и они обвенчались. Позже новобрачную начнет мучить совесть: «Ни в чем не могу отдать себе отчета, никогда не задумываюсь над тем, хорошо или дурно я поступаю!». После этих внутренних монологов Пелагея вернула своему новоиспеченному мужу обручальное кольцо, сопроводив его запиской с сухим отказом.

Самоотверженность и чрезмерная экзальтация не могли не сказаться на здоровье Стрепетовой: как только актриса уходила за кулисы, ее, падавшую от изнеможения, едва успевали довести до гримерной. Пытаясь компенсировать отсутствие образования, между репетициями и спектаклями Пелагея старалась заниматься музыкой и брать уроки французского, ночи напролет взахлеб читала книги.

Такой образ жизни способствовал впоследствии частым нервным срывам и истерикам, которые она устраивала своему начальству на работе и родным дома. Тихий домашний уют и размеренная спокойная жизнь были не ее стихией.

Зачастую театральная труппа принимала ее холодно, а видя успех самобытной актрисы, начинала плести интриги. Не раз Пелагея находила под дверью своей уборной карикатуры, высмеивавшие ее внешность (ее называли кособокой) и талант...

Единственной отрадой для Стрепетовой была сцена, она же была и ее хлебом: полученные за сыгранные спектакли деньги она отправляла матери в Нижний Новгород (других средств к существованию в семье не было), часть тратила на съем квартиры, часть - на сценические костюмы, оставшееся - на жизнь. Даже когда болела, Стрепетова считала, что не имеет права не работать.

Брак с актером Модестом Писаревым стал для актрисы самым счастливым периодом ее жизни. Жаль, что недолговечным. В силу несносного характера Пелагеи и других обстоятельств они разошлись. От их союза остался любимый обоими супругами сын Виссарион, названный в честь литературного критика и публициста В. Г. Белинского.

В 41 год Пелагея Стрепетова решилась на неожиданный шаг: вышла замуж за 28-летнего чиновника А. Д. Погодина. Молодой супруг благоговел перед актрисой, но жестоко ее ревновал, из-за чего постоянно возникали ссоры. После одного из таких скандалов молодой человек застрелился. Так же закончит свою жизнь и любимый сын Виссарион в Константинополе, но этого Пелагее Антипьевне уже не суждено было узнать...

#актеры #история #искусство #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6549) от 18.10.2019 под заголовком «Неистовая Пелагея».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».