Неистовая Пелагея. За что актрису Стрепетову называли «чудом» и «самородком»?

Судьба драматической актрисы Пелагеи Стрепетовой заинтересовала меня прежде всего потому, что последние годы жизни она провела у нас в Семенцах - в доме на пересечении нынешних Клинского (№ 27) и Московского проспектов (№ 42). А когда я начала читать о ней, не переставала удивляться, почему такая артистка была так быстро забыта. Как будто выгорела вместе со своим талантом...

Неистовая Пелагея. За что актрису Стрепетову называли «чудом» и «самородком»? | Портрет Пелагеи Стрепетовой кисти Ильи Репина, 1882 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Портрет Пелагеи Стрепетовой кисти Ильи Репина, 1882 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Своей игрой она восхищала современников: в печати ее нередко именовали «актрисой-самородком» или «чудом». Среди почитателей ее актерского таланта были писатели А. Н. Плещеев и И. С. Тургенев. Последний, потрясенный до слез игрой Стрепетовой в роли Лизаветы в пьесе А. Ф. Писемского «Горькая судьбина», восклицал: «Это же сама действительность... действительность!.. Все говорят о школе. Какая это такая школа может дать то, что нам сегодня показали? Выучиться так играть нельзя. Так можно только переживать, имея в сердце искру Божию...».

«По-моему, это безусловно гениальная актриса, - сообщал П. И. Чайковский брату, - я был подавлен громадной силой ее таланта». А. Н. Островский до конца своих дней оставался другом и защитником Пелагеи Стрепетовой, блестяще игравшей в ведущих театрах страны главные роли героинь его произведений: Марью Андреевну в «Бедной невесте», Катерину в «Грозе», Василису Мелентьеву в одноименной пьесе.

Не всегда внешность Стрепетовой подходила для ролей, которые ей приходилось играть. С детства она страдала сильным искривлением позвоночника: этот изъян часто становился предметом закулисных насмешек. Однако на сцене Пелагея преображалась настолько, что физические недостатки не имели никакого значения.

Трагические роли, которые исполняла Стрепетова, зачастую соответствовали душевному состоянию актрисы, страданиям и событиям ее собственной жизни.

Пелагея не знала своих настоящих родителей: младенцем ее подбросили на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера, и так как нашли ее 4 октября 1850 года, то и решили считать эту дату ее днем рождения. Хоть удочерившие ее Стрепетовы и были к ней добры, она никак не могла подавить в себе ощущение ущербности.

С детства Полина (как звали Пелагею близкие) мечтала стать актрисой. Ее настойчивые попытки уговорить родителей отдать ее на сцену возымели свое. С 1865 года она начала выступать в маленьком театре в Рыбинске. После отправилась завоевывать публику Ярославля, затем Симбирска, Мурома, Новгорода, Самары, Казани, Москвы, Петербурга... Однако задолго до этих вершин в Саратовском театре неопытная Полина, которой не было еще и двадцати, влюбилась в актера Стрельского, а впоследствии осталась обманутой им с ребенком на руках. Ненависть, которая разрастется к Михаилу Стрельскому, выльется на незаконнорожденную Машу. За всю жизнь дочь так и не узнает материнской любви...

Порой она не выходила из роли и в жизни, наяву могла остаться в театральной реальности, ждала тех же страстей и романтических чувств, какие испытывала на сцене. Так, однажды она предложила жениться на себе влюбленному в нее театральному кассиру, который, зная ее неуравновешенную натуру, попросил одуматься и дождаться следующего дня. Однако наутро она продолжила игру выдуманной героини, и они обвенчались. Позже новобрачную начнет мучить совесть: «Ни в чем не могу отдать себе отчета, никогда не задумываюсь над тем, хорошо или дурно я поступаю!». После этих внутренних монологов Пелагея вернула своему новоиспеченному мужу обручальное кольцо, сопроводив его запиской с сухим отказом.

Самоотверженность и чрезмерная экзальтация не могли не сказаться на здоровье Стрепетовой: как только актриса уходила за кулисы, ее, падавшую от изнеможения, едва успевали довести до гримерной. Пытаясь компенсировать отсутствие образования, между репетициями и спектаклями Пелагея старалась заниматься музыкой и брать уроки французского, ночи напролет взахлеб читала книги.

Такой образ жизни способствовал впоследствии частым нервным срывам и истерикам, которые она устраивала своему начальству на работе и родным дома. Тихий домашний уют и размеренная спокойная жизнь были не ее стихией.

Зачастую театральная труппа принимала ее холодно, а видя успех самобытной актрисы, начинала плести интриги. Не раз Пелагея находила под дверью своей уборной карикатуры, высмеивавшие ее внешность (ее называли кособокой) и талант...

Единственной отрадой для Стрепетовой была сцена, она же была и ее хлебом: полученные за сыгранные спектакли деньги она отправляла матери в Нижний Новгород (других средств к существованию в семье не было), часть тратила на съем квартиры, часть - на сценические костюмы, оставшееся - на жизнь. Даже когда болела, Стрепетова считала, что не имеет права не работать.

Брак с актером Модестом Писаревым стал для актрисы самым счастливым периодом ее жизни. Жаль, что недолговечным. В силу несносного характера Пелагеи и других обстоятельств они разошлись. От их союза остался любимый обоими супругами сын Виссарион, названный в честь литературного критика и публициста В. Г. Белинского.

В 41 год Пелагея Стрепетова решилась на неожиданный шаг: вышла замуж за 28-летнего чиновника А. Д. Погодина. Молодой супруг благоговел перед актрисой, но жестоко ее ревновал, из-за чего постоянно возникали ссоры. После одного из таких скандалов молодой человек застрелился. Так же закончит свою жизнь и любимый сын Виссарион в Константинополе, но этого Пелагее Антипьевне уже не суждено было узнать...

#актеры #история #искусство #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6549) от 18.10.2019 под заголовком «Неистовая Пелагея».


Комментарии