Не поделили фрегат. Как корабелы спорили о «наследстве» Петра Великого

Своим преемникам Петр I оставил огромный военный флот, создание которого стоило невероятных усилий. После смерти императора в Кронштадте и Ревеле находилось 34 линейных корабля, 14 мелких судов и 77 гребных. Кроме того, на стапелях оставалось 6 кораблей, 1 фрегат и 6 мелких судов.

Не поделили фрегат. Как корабелы спорили о «наследстве» Петра Великого | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Управление флотом было сосредоточено в Адмиралтейств-коллегии, учрежденной в 1718 году, под ее ведомством находилось 12 контор. Сверх того Адмиралтейство имело в своем ведении заводы и фабрики, а для кораблестроения — заповедные леса по всей России. 

Нельзя сказать, что после ухода монарха в Морском ведомстве все складывалось гладко. Что и продемонстрировала история одного корабля, о котором пойдет рассказ дальше. Помимо профессиональных амбиций в ней  отра­зилась борьба за влияние на Екатерину I, в которой участвовала русская и иностранная элита, начавшая служить еще при Петре Великом.

Речь о 96-пушечном фрегате «Петр I» — первом в истории ­отечественного кораблестроения линейном корабле. Его строительство началось на верфи Петербургского Адмиралтейства в 1723 году по собственному проекту императора. Спустя два года он был близок к спуску, однако в связи с кончиной монарха работы приостановились. Летом Адмиралтейств-коллегия поручила адмиралу Николаю Головину «сделать консилиум» с корабельными ­мастерами, чтобы определить, каким образом достраивать парусник. Решение было следующим: надзор за сооружением фрегата должны иметь все корабельные мастера поочередно, а заниматься непосредственно строительством будет Филипп Пальчиков, назначенный в подмастерья еще покойным императором. 

Коллегия не согласилась с этим мнением, считая, что ведать постройкой судна должен британский специалист Ричард Броун, против чего выступили русские мастера. Вероятно, по этой причине последовал очередной высочайший указ: «доделывать корабль всеми корабельными мастерами с общего согласия».

Получив указ, адмирал Головин не стал его объявлять, что привело к тому, что коллегия вынесла вторичное предписание. Однако через две недели взбунтовались нижние чины: главный хранитель царских чертежей и видный российский корабел Федосей Скляев отказался выдавать Броуну петровские чертежи, а чтобы британец не взошел на борт, у трапа поставили рослого Пальчикова…

Броун пожаловался коллегии, что его фактически вытолкали с судна, «в чем находится не малая конфузия и мастеру обида». В итоге коллегия встала на сторону иностранца и повелела лишить Пальчикова трети годового жалованья.

Еще одно заседание по достройке «Петра I» коллегия хотела провести 28 июня 1725 года. Однако Головин на него не явился, заявив, что «сам не будет» и корабельных чертежей без именного указа Екатерины I не даст. Скляев и Пальчиков сказались больными и тоже на заседание не пришли. Когда за Скляевым послали вторично, он «с невежеством и противностию» заявил, что он дежурный и оставить судно не может. На вопрос, где­ ­петровские чертежи, мастер ответил, что их не даст, так как на это у него нет приказа Головина.

Дело сдвинулось лишь тогда, когда в Адмиралтейство прибыл князь Александр Меншиков, который объявил, что «для удовлетворения в истине, надобно всем членам Коллегии и мастерам отправиться на корабль». Впрочем, это «соломоново» решение опять-таки ни к чему не привело: через несколько дней британскому корабелу Ричарду Рамзу было отказано в посещении строящегося фрегата. На допросе раскрылось, что часовые руководствовались приказом корабельного мастера Броуна: «чужестранных иноземцев, чернецов (монахов. — Ред.), попов и прочих гулящих людей на корабль не пускать».

В конце концов Скляев добился разрешения достраивать корабль, начатый Петром Великим, своими собственными силами без привлечения иностранных мастеров.

Судно было спущено со стапеля лишь в 1727 году — в правление юного императора Петра II. Неудивительно, что фрегат переименовали, и, когда в день спуска с кормы упало покрывало, зрителям открылась резная надпись: «Петр I и Петр II».

В 1734 году корабль участвовал в войне за «польское наследство», блокировал Данциг с моря. После капитуляции крепости фрегат ушел с эскадрой в Кронштадт, где летом 1736 года пострадал от пожара, вызванного молнией, ударившей в его грот-мачту. Чтобы спасти корабль, пришлось рубить мачту, которая вместе со всем такелажем упала в воду…

После этого инцидента в море он уже больше не выходил. В 1744 году, в правление Елизаветы Петровны, был издан указ о сохранении фрегата в память о первом российском императоре, и судно поместили в специально построенный для этого кронштадтский док. Однако сохранить для потомков корабль не удалось: в апреле 1746 года очередная комиссия признала его ветхим и предложила разобрать. Справедливости ради заметим, что Елизавета еще несколько лет не давала своего согласия на разборку фрегата. Увы, до наших дней не дошло даже ни одного его изображения...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#флот #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7088) от 14.01.2022 под заголовком «Не поделили фрегат».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».