Как трагедия «Димитрий Донской» стала выдающимся образцом «патриотической» драматургии

Когда в середине января 1807 года в Александринском, тогда Санкт-Петербургском придворном, театре объявили премьеру трагедии «Димитрий Донской» Владислава Озерова, публика собралась в зале задолго до начала действия. Огромный интерес к спектаклю вызвала созвучность его сюжета событиям наполеоновских войн, бушевавших в Европе и угрожавших России.

Как трагедия «Димитрий Донской» стала выдающимся образцом «патриотической» драматургии | Фото: MustangJoe / https://pixabay.com

Фото: MustangJoe / https://pixabay.com

Ложи были переполнены, а партер еще с трех часов дня был полностью забит людьми, не имевшими мест и готовыми выстоять спектакль на ногах. Рассказывали, что некоторые платили по десять рублей оркестрантам, чтобы найти, где возможно, местечко в оркестровой яме.

В партере нарастало нетерпение, зрители начинали стучать по полу тростями, с которыми было принято тогда ходить. Однако спектакль никак не мог начаться ранее 18 часов, и главное - прежде чем директор театра займет свое кресло в ложе. Но вот оркестранты начали настраивать инструменты, под эти трели появился директор, после чего дирижер наконец взмахнул палочкой...

Главную роль - Димитрия Донского - играл знаменитый актер Алексей Семенович Яковлев, красивый, статный артист, любимец публики. Он начал свой первый монолог, и вся публика задержала дыхание, чтобы не пропустить ни единого слова. Тишина стояла совершенная и, казалось, мертвая. Но при словах: «Беды платить врагам настало нынче время!» - зал вздрогнул, раздались громкие аплодисменты, топот и восторженные крики.

Яковлев вынужден был остановиться и терпеливо ждать момента, чтобы возобновить свой монолог. Ждать пришлось минут пять, но вот наконец крики умолкли и актер смог продолжать. В том фрагменте, где Димитрий Донской отвечает князю Белозерскому, считавшему, что лучше покориться Мамаю и согласиться на перемирие: «Ах! Лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!» - овации возобновились с еще большей силой, и актерам пришлось снова не менее десяти минут стоять и ждать, когда в зале наступит тишина.

Коллегами Яковлева по спектаклю были, кроме многих других, красавица Екатерина Семенова (княжна Ксения) и любимец публики Яков Шушерин (князь Белозерский). Последний вспоминал, как в заключительной сцене, когда после победной битвы Димитрий Донской - Яковлев встал на колени и произнес благодарственную молитву «Прославь и возвеличь и вознеси Россию!..», такой экстаз овладел всеми, что не хватит слов описать его.

«Я думал, что стены театра развалятся от хлопанья, стука и крика, - вспоминал Шушерин. - Многие зрители обнимались, как опьяненные от восторга. Из первых рядов кресел начали кричать: «повторите молитву!» - и Яковлев вышел на авансцену, стал на колени и повторил молитву».

Восторг на этот раз был гораздо более продолжительным, снова остановив представление. Зрители, забыв о трехчасовом ожидании начала спектакля, долго ликовали и аплодировали, кричали «браво» и вызывали актеров и автора трагедии...

Произведение Владислава Озерова не сходило с подмостков и продолжало вызывать в обществе самые патриотичные настроения. Однако спустя полгода после театральной премьеры, летом 1807 года, Александр I подписал с Наполеоном, считавшимся злейшим врагом России, знаменитый Тильзитский мир. Бывшие враги в одночасье стали союзниками.

Чувство обиды в общественных кругах было очень велико. Горячие головы, жаждавшие реванша после сражений 1805 года, сетовали, что Наполеон вознесся практически на вершину славы, а Александр I - унижен. Другие видели, наоборот, тонкую дипломатию русского царя...

Что же касается «Димитрия Донского», то это произведение впоследствии оказалось самой известной трагедией Озерова и самым выдающимся образцом «патриотической» драматургии. Многим из тех, кто зимой 1807 года был на премьере, выпала доля отдавать жизни и побеждать на полях Отечественной войны 1812 - 1814 годов. «Тильзит!.. При звуке сем обидном // Теперь не побледнеет росс...» - выразился Александр Пушкин в знаменитом стихотворении «Наполеон», написанном в 1821 году.

Трагедия «Димитрий Донской» долго не исчезала из репертуара. Одну из самых известных ее постановок осуществил в 1914 году в Театре Комиссаржевской младший брат актрисы режиссер Федор Федорович Комиссаржевский (совместно с Василием Сахновским).

Читайте также о том, что «Оптимистическая трагедия» получила «Золотую маску».

#театр #Александринский театр #история #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (6425) от 19.04.2019 под заголовком «Молитва Дмитрия Донского».


Комментарии