Меню с фрегатом. Судьба «петровских диорам» остается неизвестной

Величественные фигуры «грозного» Петра и матушки-императрицы Екатерины Алексеевны, ряженые гвардейцы, бутафорские предметы и маски… На «Неделе Петра», открывшейся в Летнем саду в мае 1903 года, накануне 200‑летия Петербурга, каждый горожанин мог стать участником петровского карнавала. Из-за наплыва желающих городским властям даже пришлось ограничить вход на территорию сада.

Меню с фрегатом. Судьба «петровских диорам» остается неизвестной | Театрализованное представление в Летнем саду во время проведения «Недели Петра», 11 мая 1903 года. Фотография ателье Буллы./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д 10823

Театрализованное представление в Летнем саду во время проведения «Недели Петра», 11 мая 1903 года. Фотография ателье Буллы./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д 10823

За два дня до начала «недели» в Летнем дворце Петра Великого торжественно открыли грандиозную выставку «В память Державного основателя Петербурга». Оба этажа целиком были заняты личными вещами царя и реликвиями Петровской эпохи — чтобы «дать полное представление о домашней жизни Великого Преобразователя России». Тут были оружие, костюмы, модели судов и инструменты, посуда, гравюры, медали и даже знаменитый токарный станок, за которым, как отмечалось в одной из газет, Петр работал «в минуты своего умственного отдыха».

Особый интерес вызывали документы, полученные из фондов Правительствующего Сената, в том числе паспорт на имя дворянина Петра Михайлова (псевдоним Петра во время его путе­шествия с Великим посольством) и его расчетная книжка на получение заработка на саардамской верфи.

Экспозиция была, как сказали бы сейчас, «интерактивной»: на втором этаже посетителей встречал манекен городового петровского времени. Здесь же рабочий в костюме Петровской эпохи печатал на старинном типографском станке листовки на память о выставке.

Входной билет на нее стоил недешево — два рубля. Газеты сообщали, что весь доход поступит в пользу общества попечения о бедных и больных детях.

Ежедневно для горожан проводили карнавальные шествия в исторических костюмах, напоминавшие о петровских шутовских увеселениях. Сохранившиеся фотоснимки позволяют представить, как они выглядели. По аллеям сада «плыл» «шведский корабль с Карлом XII», здесь же играли свадьбу карлики, праздновали Ништадтский мир. На аллеях сада можно было увидеть не только Петра Великого, но и пленного «свейского» монарха, Нептуна и других персонажей. В грандиозном карнавале принимали участие пять сотен статистов.

Не всем горожанам пришлась по душе столь явная пропаганда «петровской легенды», напоминавшей о принудительной «европеизации» России. Например, крайне правая газета «Знамя» приводила воспоминания ­участника праздничного шествия: «Солдаты, одетые потешными регулярными солдатами, в курьезно сшитых кафтанах, произвели на меня впечатление именно тех стрельцов и служилых людей, которых Петр взял да и сразу обрил и «закостюмировал» иностранцами…».

«Перенестись в прошлое» посетителям сада помогали не только театральные действа, но и ­диорамы, посвященные сюжетам из жизни Петра Великого. Картины размером два с половиной на шесть с половиной метров были «художественно исполнены» по заказу комитета петровской выставки лучшими учениками Ильи Репина — Яковом Чахровым, Леонидом Альбрехтом, Александром Бучкури и другими (всего 14 живописцев).

Вдоль Фонтанки выстроили семь временных павильонов, в которых за рубль можно было увидеть диорамы «Ботик Петра I», «Саардамский плотник», «Взятие Шлиссельбурга», «Основание Петербурга», «Полтавский бой», «Петр I на Лахте» и «Ассамблея». «Сочные и яркие» живописные полотна с персонажами в натуральную величину были дополнены «декоративными аксессуарами» — манекенами и бутафорскими предметами.

Помимо «духовной пищи» и зрелищ к услугам посетителей в Летнем саду работал ресторан, праздничное меню которого оформил еще один ученик Репина — известный художник Иван Билибин. Один из экземпляров хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На титульном листе — изображения петровских фрегатов на фоне ­Петропавловской крепости, обведенные «стальной» контурной линией (фирменный стиль мастера). Над ними в обрамлении щитов и знамен помещена надпись — «Шампанское Моэт и Шандон».

Кстати, что касается диорам. Они имели такой успех у публики, что в том же году их приобрел у Городской думы для своей выставки киевский коммерсант и коллекционер Артур Гашинский. Его павильон на Владимирской горке в Киеве был очень популярен и продолжал работать даже после революции. В 1924 году советские власти конфисковали строение со всем содержимым, чтобы устраивать в нем антирелигиозные беседы. После этого дальнейшие следы «петровских диорам» теряются…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#праздник #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7187) от 10.06.2022 под заголовком «Меню с фрегатом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».