Меню с фрегатом. Судьба «петровских диорам» остается неизвестной

Величественные фигуры «грозного» Петра и матушки-императрицы Екатерины Алексеевны, ряженые гвардейцы, бутафорские предметы и маски… На «Неделе Петра», открывшейся в Летнем саду в мае 1903 года, накануне 200‑летия Петербурга, каждый горожанин мог стать участником петровского карнавала. Из-за наплыва желающих городским властям даже пришлось ограничить вход на территорию сада.

Меню с фрегатом. Судьба «петровских диорам» остается неизвестной | Театрализованное представление в Летнем саду во время проведения «Недели Петра», 11 мая 1903 года. Фотография ателье Буллы./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д 10823

Театрализованное представление в Летнем саду во время проведения «Недели Петра», 11 мая 1903 года. Фотография ателье Буллы./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д 10823

За два дня до начала «недели» в Летнем дворце Петра Великого торжественно открыли грандиозную выставку «В память Державного основателя Петербурга». Оба этажа целиком были заняты личными вещами царя и реликвиями Петровской эпохи — чтобы «дать полное представление о домашней жизни Великого Преобразователя России». Тут были оружие, костюмы, модели судов и инструменты, посуда, гравюры, медали и даже знаменитый токарный станок, за которым, как отмечалось в одной из газет, Петр работал «в минуты своего умственного отдыха».

Особый интерес вызывали документы, полученные из фондов Правительствующего Сената, в том числе паспорт на имя дворянина Петра Михайлова (псевдоним Петра во время его путе­шествия с Великим посольством) и его расчетная книжка на получение заработка на саардамской верфи.

Экспозиция была, как сказали бы сейчас, «интерактивной»: на втором этаже посетителей встречал манекен городового петровского времени. Здесь же рабочий в костюме Петровской эпохи печатал на старинном типографском станке листовки на память о выставке.

Входной билет на нее стоил недешево — два рубля. Газеты сообщали, что весь доход поступит в пользу общества попечения о бедных и больных детях.

Ежедневно для горожан проводили карнавальные шествия в исторических костюмах, напоминавшие о петровских шутовских увеселениях. Сохранившиеся фотоснимки позволяют представить, как они выглядели. По аллеям сада «плыл» «шведский корабль с Карлом XII», здесь же играли свадьбу карлики, праздновали Ништадтский мир. На аллеях сада можно было увидеть не только Петра Великого, но и пленного «свейского» монарха, Нептуна и других персонажей. В грандиозном карнавале принимали участие пять сотен статистов.

Не всем горожанам пришлась по душе столь явная пропаганда «петровской легенды», напоминавшей о принудительной «европеизации» России. Например, крайне правая газета «Знамя» приводила воспоминания ­участника праздничного шествия: «Солдаты, одетые потешными регулярными солдатами, в курьезно сшитых кафтанах, произвели на меня впечатление именно тех стрельцов и служилых людей, которых Петр взял да и сразу обрил и «закостюмировал» иностранцами…».

«Перенестись в прошлое» посетителям сада помогали не только театральные действа, но и ­диорамы, посвященные сюжетам из жизни Петра Великого. Картины размером два с половиной на шесть с половиной метров были «художественно исполнены» по заказу комитета петровской выставки лучшими учениками Ильи Репина — Яковом Чахровым, Леонидом Альбрехтом, Александром Бучкури и другими (всего 14 живописцев).

Вдоль Фонтанки выстроили семь временных павильонов, в которых за рубль можно было увидеть диорамы «Ботик Петра I», «Саардамский плотник», «Взятие Шлиссельбурга», «Основание Петербурга», «Полтавский бой», «Петр I на Лахте» и «Ассамблея». «Сочные и яркие» живописные полотна с персонажами в натуральную величину были дополнены «декоративными аксессуарами» — манекенами и бутафорскими предметами.

Помимо «духовной пищи» и зрелищ к услугам посетителей в Летнем саду работал ресторан, праздничное меню которого оформил еще один ученик Репина — известный художник Иван Билибин. Один из экземпляров хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На титульном листе — изображения петровских фрегатов на фоне ­Петропавловской крепости, обведенные «стальной» контурной линией (фирменный стиль мастера). Над ними в обрамлении щитов и знамен помещена надпись — «Шампанское Моэт и Шандон».

Кстати, что касается диорам. Они имели такой успех у публики, что в том же году их приобрел у Городской думы для своей выставки киевский коммерсант и коллекционер Артур Гашинский. Его павильон на Владимирской горке в Киеве был очень популярен и продолжал работать даже после революции. В 1924 году советские власти конфисковали строение со всем содержимым, чтобы устраивать в нем антирелигиозные беседы. После этого дальнейшие следы «петровских диорам» теряются…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#праздник #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7187) от 10.06.2022 под заголовком «Меню с фрегатом».


Комментарии