Мечта об идеальном городе. Возведение новой столицы началось без четкого градостроительного плана

Важнейшую роль в становлении и развитии петербургской «особости» сыграла личность Петра I. Правительственные указы по строительству города, его благоустройству и градостроительству являлись порой новаторскими для России.

Мечта об идеальном городе. Возведение новой столицы началось без четкого градостроительного плана | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

Само название Петербурга, выбранное государем, было необычным для России тех времен. Звучащее на иностранный лад — «город святого Петра» или «святой город Петра», — оно невольно бросало вызов и заявляло о новой странице в истории страны. По воле царя Петербург оказывался под защитой одного из небесных покровителей Рима апостола Петра.

Символические переклички Петербурга с Вечным городом на этом не кончались: Петропавловский собор был освящен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Российскому монарху было важно показать появление нового христианского центра в Европе. Герб Петербурга, один из его официальных символов, в своей основе сохранил идею, разработанную в петровское время графом Франциском Санти, служившим в Герольдмейстерской конторе. Впервые изображение золотого скипетра и перекрещенных серебряных морского и речного якорей появилось в 1724 году. Эта композиция перекликается с перекрещенными ключами от Царствия Небесного, символами апостола Петра, изображенными на красном поле ватиканского герба.

Своеобразной градостроительной перекличкой с римской Пьяццо дель Пополо (Народной площадью) стал знаменитый «невский трезубец» Петербурга. Петр сознательно поставил Петербург в один ряд с Римом, Амстердамом, Венецией. Правда, петровская идея каналов на Васильевском острове оказалась надуманной. В екатерининское время старые каналы, проходившие по линиям, были засыпаны. А вот каналы в других частях города, где они действительно были нужны, оказались жизнеспособными.

При основании Петербурга власть применила новые методы строительства крепости и города, небывалые по своему размаху. Грандиозная стройка бурлила, заряжаясь энергией своего создателя. Были приняты беспрецедентные меры по сбору денежных средств и привлечению работников. Привычные методы здесь не работали. Если в XVII веке каменщики, отправленные для работы в Москву, размещались на житье по дворам посадских людей, то в Петербурге такой возможности не было. К тому же вызываемые раньше в Москву мастера шли без инструментов, поскольку их брали у местных торговцев напрокат. На строительство новой столицы временные работники должны были прибывать со своими плотницкими инструментами…

Петра привлекали европейские представления о рационально созданном «идеальном городе». Однако поначалу у него не было четкого градостроительного плана новой столицы, царь все время искал и экспериментировал. Первые годы особое внимание уделялось Городовому и Адмиралтейскому островам. К 1715 году Петр решил устроить центр на Васильевском острове, однако город с самого начала все‑таки естественно тяготел к левому берегу Невы, к Адмиралтейскому острову.

«Блуждающий» центр Петербурга, переносившийся по воле царя на разные острова, приводил к необходимости заново строить дома, бани, погреба, конюшни. В тех местах, где уже была застройка, согласно царским указам, полагалось ломать дома, мешавшие планировке, либо переносить их на новые места. Если домовладелец медлил со сломом, к делу приступала полиция. Чувства домо­владельцев не особенно волновали императора…

В результате именно в Петербурге удалось осуществить некоторые идеи «идеального города». Причем на пространстве, в несколько раз превышающем площади европейских городов. Не была похожа на их планировку и геометрическая сетка улиц. Выгодно отличали Петербург от других городов страны булыжные и деревянные мостовые.

Что касается городского благоустройства, то Петр кое‑что подсмотрел за границей, в частности, в Англии. По ее подобию именно в Петербурге в 1718 году впервые в России появилось уличное освещение (в Моск­ве — только в 1730 году) и была учреждена первая в России полиция (в Москве — в 1722‑м).

Преемники Петра на царском троне неизменно уделяли много внимания градостроительному развитию Петербурга и вопросам городского хозяйства. При Анне Иоанновне петербургские улицы получили свои официальные названия. При дочери Петра Елизавете Петровне с главных улиц Петербурга стали убирать кабаки.

В екатерининское время в Петербурге впервые в России появилась нумерация зданий. Сначала она была сплошной по городу: сколько домов, столько и номеров. Поэтому дома имели четырехзначные номера, что было неудобно. Позже, в николаевское время, установили нумерацию зданий по улицам. С левой стороны — четные номера зданий, а с правой — нечетные. В Москве — наоборот.

При Екатерине II важным шагом в благоустройстве стала замена деревянных набережных и мостов на гранитные. С тех пор они служат одними из главных символов Петербурга. Точно так же, как и Адмиралтейский кораблик, «Медный всадник», Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора — эти символы нашего города тоже родом из XVIII века.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #город #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7423) от 26.05.2023 под заголовком «Мечта об идеальном городе».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».