«Мадонна» Аракчеева. Сенсация вокруг иконы оказалась ложной

«В соборе села Грузино, былой резиденции всесильного временщика графа А. А. Аракчеева, находится дивное изображение Богоматери с Божественным младенцем на руках. Недавно село Грузино посетила группа петербуржцев, любителей старины», — сообщала своим читателям газета «Петербургский листок» 25 января 1910 года. Визит столичных гостей обернулся скандальной сенсацией: якобы изображение Богоматери оказалось «с секретом».

«Мадонна» Аракчеева. Сенсация вокруг иконы оказалась ложной | ФОТО Википедии /  аноним / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / аноним / CC BY-SA 4.0

«Аракчеевская Мадонна» служила одной из главных достопримечательностей храма во имя апостола Андрея Первозванного. Разумеется, ее продемонстрировали при­ехавшим гостям.

«Петербуржцы были поражены художественностью работы, — отмечалось в газетной статье. — Им объяснили, что «Мадонну» по специальному заказу графа Аракчеева писал в двадцатых годах прошлого столетия какой‑то знаменитый итальянский художник».

Среди экскурсантов оказался некий знаток эпохи Аракчеева, который заявил, что лик Богоматери является портретом печально известной Анастасии Минкиной — любовницы и домоправительницы графа, убитой в 1825 году крепостными за жестокое обращение. Младенец на руках Мадонны, по его словам, изображал сына Минкиной, «прижитого ею от временщика».

Старожилы села рассказали о том, что изображение Минкиной долгое время висело в спальне временщика, который «часами плакал и молился перед Мадонной». Затем картину перенесли в Андреевский собор.

Приезжие любители старины надолго задержались у «Аракчеевской Мадонны», и кому‑то из них даже показалось, что складки одежды Мадонны «образовывали собой портрет самого графа Аракчеева»…

Церковное ведомство было весьма обеспокоено шумихой вокруг иконы. Поскольку с точки зрения духовенства изображение собственной наложницы в образе Богоматери являлось кощунством, было решено убрать «Аракчеевскую Мадонну» из собора.

История привлекла к себе внимание признанного специалиста в области русской портретной живописи XVIII – XIX веков архивариуса Государственного совета Александра Александровича Гоздаво-Голомбиевского. В марте 1910 года он опубликовал в издававшемся в Петербурге журнале «Старые годы» статью под названием «Напрасный переполох». В ней автор доказывал, что сделанное петербургскими гостями открытие «есть в значительной степени недоумение, напрасно смутившее новгородскую епархиальную власть».

По словам искусствоведа, изображение, вызвавшее переполох, уже давно было известно специалистам и не заключало в себе «ничего иконоподобного»: на нем не имелось нимба и сияния, а само место, отведенное для него в приделе Андреевского собора, было незаметным, и никто перед ним не молился.

В действительности картина (именно так именовал ее Гоздаво-Голомбиевский) была создана не «итальянским мастером», а художницей Екатериной Болотниковой в 1822 году (по его словам, в нижней части изображения имелась соответствующая надпись). Изображать великосветских дам в образе мадонн с младенцами, как отмечал знаток живописи, было весьма модным в 1820 – 1830‑е годы, и подобная практика никого не смущала.

«Могу сказать по личному опыту, что в усадьбах и домах, нередко в спальнях над постелью, висели у наших бабушек и прабабушек подобные же мадонны, — утверждал Гоздаво-Голомбиевский. — Им не молились, но ими восхищались».

В статье отмечалось, что изображение Мадонны из собора села Грузино имеет очень мало общего с известными портретами домоправительницы Аракчеева Анастасии Минкиной. Достоверных изображений ее сына Михаила (который, впрочем, по мнению историков, был не родным, а приемным) ни в младенчестве, ни в зрелом возрасте не сохранилось, а потому утверждать, что он изображен в образе Христа на руках у Богоматери, невозможно.

Что же касалось портрета самого графа Аракчеева, будто бы расположенного в складках одежды Мадонны, это «наблюдение» искусствовед характеризовал исключительно как результат «предвзятой мысли и яркого воображения».

«Думается, что нужна осмотрительность и осторожность в деле сенсационных открытий, способных смутить многих, — заключал свою статью Гоздаво-Голомбиевский. — В изображении же Мадонны, принадлежавшей Аракчееву, как кажется, ничего кощунственного усмотреть нельзя».

В итоге к мнению искусствоведа прислушались, и «скандальная» картина осталась на своем прежнем месте в Андреевском храме.

К сожалению, дальнейшая судьба изображения неизвестна. По всей видимости, «Аракчеевская Мадонна» была утрачена: очевидно, это произошло после революции 1917 года или во время Великой Отечественной войны, когда Грузино было оккупировано немецкими войсками и все усадебные постройки, включая Андреевский собор, погибли…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #икона #храм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком ««Мадонна» Аракчеева ».


Комментарии