«Мадонна» Аракчеева. Сенсация вокруг иконы оказалась ложной

«В соборе села Грузино, былой резиденции всесильного временщика графа А. А. Аракчеева, находится дивное изображение Богоматери с Божественным младенцем на руках. Недавно село Грузино посетила группа петербуржцев, любителей старины», — сообщала своим читателям газета «Петербургский листок» 25 января 1910 года. Визит столичных гостей обернулся скандальной сенсацией: якобы изображение Богоматери оказалось «с секретом».

«Мадонна» Аракчеева. Сенсация вокруг иконы оказалась ложной | ФОТО Википедии /  аноним / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / аноним / CC BY-SA 4.0

«Аракчеевская Мадонна» служила одной из главных достопримечательностей храма во имя апостола Андрея Первозванного. Разумеется, ее продемонстрировали при­ехавшим гостям.

«Петербуржцы были поражены художественностью работы, — отмечалось в газетной статье. — Им объяснили, что «Мадонну» по специальному заказу графа Аракчеева писал в двадцатых годах прошлого столетия какой‑то знаменитый итальянский художник».

Среди экскурсантов оказался некий знаток эпохи Аракчеева, который заявил, что лик Богоматери является портретом печально известной Анастасии Минкиной — любовницы и домоправительницы графа, убитой в 1825 году крепостными за жестокое обращение. Младенец на руках Мадонны, по его словам, изображал сына Минкиной, «прижитого ею от временщика».

Старожилы села рассказали о том, что изображение Минкиной долгое время висело в спальне временщика, который «часами плакал и молился перед Мадонной». Затем картину перенесли в Андреевский собор.

Приезжие любители старины надолго задержались у «Аракчеевской Мадонны», и кому‑то из них даже показалось, что складки одежды Мадонны «образовывали собой портрет самого графа Аракчеева»…

Церковное ведомство было весьма обеспокоено шумихой вокруг иконы. Поскольку с точки зрения духовенства изображение собственной наложницы в образе Богоматери являлось кощунством, было решено убрать «Аракчеевскую Мадонну» из собора.

История привлекла к себе внимание признанного специалиста в области русской портретной живописи XVIII – XIX веков архивариуса Государственного совета Александра Александровича Гоздаво-Голомбиевского. В марте 1910 года он опубликовал в издававшемся в Петербурге журнале «Старые годы» статью под названием «Напрасный переполох». В ней автор доказывал, что сделанное петербургскими гостями открытие «есть в значительной степени недоумение, напрасно смутившее новгородскую епархиальную власть».

По словам искусствоведа, изображение, вызвавшее переполох, уже давно было известно специалистам и не заключало в себе «ничего иконоподобного»: на нем не имелось нимба и сияния, а само место, отведенное для него в приделе Андреевского собора, было незаметным, и никто перед ним не молился.

В действительности картина (именно так именовал ее Гоздаво-Голомбиевский) была создана не «итальянским мастером», а художницей Екатериной Болотниковой в 1822 году (по его словам, в нижней части изображения имелась соответствующая надпись). Изображать великосветских дам в образе мадонн с младенцами, как отмечал знаток живописи, было весьма модным в 1820 – 1830‑е годы, и подобная практика никого не смущала.

«Могу сказать по личному опыту, что в усадьбах и домах, нередко в спальнях над постелью, висели у наших бабушек и прабабушек подобные же мадонны, — утверждал Гоздаво-Голомбиевский. — Им не молились, но ими восхищались».

В статье отмечалось, что изображение Мадонны из собора села Грузино имеет очень мало общего с известными портретами домоправительницы Аракчеева Анастасии Минкиной. Достоверных изображений ее сына Михаила (который, впрочем, по мнению историков, был не родным, а приемным) ни в младенчестве, ни в зрелом возрасте не сохранилось, а потому утверждать, что он изображен в образе Христа на руках у Богоматери, невозможно.

Что же касалось портрета самого графа Аракчеева, будто бы расположенного в складках одежды Мадонны, это «наблюдение» искусствовед характеризовал исключительно как результат «предвзятой мысли и яркого воображения».

«Думается, что нужна осмотрительность и осторожность в деле сенсационных открытий, способных смутить многих, — заключал свою статью Гоздаво-Голомбиевский. — В изображении же Мадонны, принадлежавшей Аракчееву, как кажется, ничего кощунственного усмотреть нельзя».

В итоге к мнению искусствоведа прислушались, и «скандальная» картина осталась на своем прежнем месте в Андреевском храме.

К сожалению, дальнейшая судьба изображения неизвестна. По всей видимости, «Аракчеевская Мадонна» была утрачена: очевидно, это произошло после революции 1917 года или во время Великой Отечественной войны, когда Грузино было оккупировано немецкими войсками и все усадебные постройки, включая Андреевский собор, погибли…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #икона #храм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком ««Мадонна» Аракчеева ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».