Лыжи, мотор и пропеллер. Как в Ленинграде появились аэросани

«Техника входит, врастает в нашу жизнь... Так я думал, сжавшись комочком на тесном сидении аэросаней, стремительно несшихся по проспекту Володарского. Передо мной справа и слева мелькали глаза и лица прохожих, обалдело останавливавшихся, как вкопанные, и раскрывавших рты. Извозчичьи коняги шарахались в сторону». Так репортер «Ленинградской правды» в номере от 3 февраля 1926 года описывал свой необычный вояж по нынешнему Литейному проспекту.

Лыжи, мотор и пропеллер. Как в Ленинграде появились аэросани | Фото: andreas160578 / pixabay

Фото: andreas160578 / pixabay

Первые образцы нового зимнего вида транспорта - поставленного на лыжи кузова, который приводился в движение механизмом, состоявшим из авиационного мотора и винта, - появились в России еще в начале ХХ века. После революции аэросани продолжали строить - как промышленным образом, так и усилиями конструкторов-любителей.

Корреспондент «Ленправды», участвовавший в поездке в качестве пассажира, констатировал, что в городе пользоваться аэросанями неудобно: «Они громоздки и неуклюжи. Развернуться на улице немыслимо: надо объехать целый квартал». «Надо было иметь хладнокровие, выдержанность и верный глаз летчика, чтобы пролавировать в каше пешеходов, автомобилей на Троицком мосту», - отметил репортер-пассажир.

Настоящую скорость - более 100 км в час - удалось развить лишь на набережной Невы. Репортер отметил, что, когда аэросани летели вдоль дворцов, казалось, что «вихрь подхватил нас и несет как пушинку». В итоге они пробежали по ленинградским улицам более 15 км, при этом не произошло ни одной поломки.

«Резко и пронзительно трещал пропеллер толкающего винта, приспособленного к обыкновенному авиационному мотору, широкие лыжи, прикрепленные к автомобильно-гоночному кузову, толкали нас все дальше и дальше, а сзади, по проезде, начинался тарарам взволнованной необычным видением улицы»...

Промчавшийся по городу снегоход готовился к всесоюзному пробегу, в котором участвовали аэросани разных конструкций. Предполагалось преодолеть путь из Москвы в Ленинград и обратно, поэтому сани ленинградских конструкторов были отправлены в столицу по железной дороге.

Пробег стартовал 17 февраля 1926 года. Четырнадцать аэросаней, участвовавших в соревновании, пошли по заранее намеченному, обследованному и «приведенному в порядок» маршруту. В опасных районах были установлены указатели особенностей рельефа. Местные власти получили циркуляр, предписывавший содействовать этому важному мероприятию, население предупреждено о времени прохода машин через города и деревни.

По пути следования делались остановки, проводились митинги, в ходе которых местным жителям разъясняли устройство снегоходов и значение пробега. Практичный русский мужик задавал свои вопросы. «Крестьяне интересуются, главным образом, применением саней в сельском хозяйстве», - констатировала «Ленинградская правда».

В ходе пробега не обошлось без происшествий. Едва был пройден Вышний Волочок, как на мосту у одних саней повредилась направляющая лыжа, машина ударилась о бревно моста и развернулась, сбив при этом проходившего мимо местного жителя: по счастью, он отделался легкими ушибами. Водитель и пассажиры не пострадали, аэросани были отремонтированы и продолжили путь.

Вечером 20 февраля десять экипажей добрались до Ленинграда, четыре снегохода сошли с дистанции из-за различных поломок. «Ленинградская правда» сообщала: «От Московских ворот двумя шпалерами выстроились красноармейцы гарнизона. На флангах духовые оркестры музыки. Дома за Московской заставой иллюминированы цветными электрическими лампами... Толпа, несмотря на холод и темноту, с каждой минутой увеличивается». И вот долгожданный момент: первые сани, «подпрыгнув на скверной дороге, ушли в темноту города, обогнав трамваи, автомобили, испугав лошадей».

Обратный путь до Москвы преодолели лишь девять аэросаней. Однако в целом пробег был признан удачным. «Большинство конструкций советских саней настолько усовершенствованы, что могут служить надежным, безопасным средством транспорта в зимний период», - подытожила «Ленинградская правда».

Строительство и испытания аэросаней продолжались и в дальнейшем, их конструкция совершенствовалась, лучшие образцы использовались как в качестве гражданского транспорта, так и военных целях - в том числе в годы Великой Отечественной войны. Их даже называли «снежной кавалерией».

Не забыт этот вид транспорта и сейчас: предприятия и умельцы производят аэросани для самых разных целей (спасательных операций, доставки почты, охоты и рыболовства), причем львиная доля их изготавливается в России специально для наших просторов.

#Ленинград #зима #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Лыжи, мотор и пропеллер».


Комментарии