Лыжи, мотор и пропеллер. Как в Ленинграде появились аэросани

«Техника входит, врастает в нашу жизнь... Так я думал, сжавшись комочком на тесном сидении аэросаней, стремительно несшихся по проспекту Володарского. Передо мной справа и слева мелькали глаза и лица прохожих, обалдело останавливавшихся, как вкопанные, и раскрывавших рты. Извозчичьи коняги шарахались в сторону». Так репортер «Ленинградской правды» в номере от 3 февраля 1926 года описывал свой необычный вояж по нынешнему Литейному проспекту.

Лыжи, мотор и пропеллер. Как в Ленинграде появились аэросани | Фото: andreas160578 / pixabay

Фото: andreas160578 / pixabay

Первые образцы нового зимнего вида транспорта - поставленного на лыжи кузова, который приводился в движение механизмом, состоявшим из авиационного мотора и винта, - появились в России еще в начале ХХ века. После революции аэросани продолжали строить - как промышленным образом, так и усилиями конструкторов-любителей.

Корреспондент «Ленправды», участвовавший в поездке в качестве пассажира, констатировал, что в городе пользоваться аэросанями неудобно: «Они громоздки и неуклюжи. Развернуться на улице немыслимо: надо объехать целый квартал». «Надо было иметь хладнокровие, выдержанность и верный глаз летчика, чтобы пролавировать в каше пешеходов, автомобилей на Троицком мосту», - отметил репортер-пассажир.

Настоящую скорость - более 100 км в час - удалось развить лишь на набережной Невы. Репортер отметил, что, когда аэросани летели вдоль дворцов, казалось, что «вихрь подхватил нас и несет как пушинку». В итоге они пробежали по ленинградским улицам более 15 км, при этом не произошло ни одной поломки.

«Резко и пронзительно трещал пропеллер толкающего винта, приспособленного к обыкновенному авиационному мотору, широкие лыжи, прикрепленные к автомобильно-гоночному кузову, толкали нас все дальше и дальше, а сзади, по проезде, начинался тарарам взволнованной необычным видением улицы»...

Промчавшийся по городу снегоход готовился к всесоюзному пробегу, в котором участвовали аэросани разных конструкций. Предполагалось преодолеть путь из Москвы в Ленинград и обратно, поэтому сани ленинградских конструкторов были отправлены в столицу по железной дороге.

Пробег стартовал 17 февраля 1926 года. Четырнадцать аэросаней, участвовавших в соревновании, пошли по заранее намеченному, обследованному и «приведенному в порядок» маршруту. В опасных районах были установлены указатели особенностей рельефа. Местные власти получили циркуляр, предписывавший содействовать этому важному мероприятию, население предупреждено о времени прохода машин через города и деревни.

По пути следования делались остановки, проводились митинги, в ходе которых местным жителям разъясняли устройство снегоходов и значение пробега. Практичный русский мужик задавал свои вопросы. «Крестьяне интересуются, главным образом, применением саней в сельском хозяйстве», - констатировала «Ленинградская правда».

В ходе пробега не обошлось без происшествий. Едва был пройден Вышний Волочок, как на мосту у одних саней повредилась направляющая лыжа, машина ударилась о бревно моста и развернулась, сбив при этом проходившего мимо местного жителя: по счастью, он отделался легкими ушибами. Водитель и пассажиры не пострадали, аэросани были отремонтированы и продолжили путь.

Вечером 20 февраля десять экипажей добрались до Ленинграда, четыре снегохода сошли с дистанции из-за различных поломок. «Ленинградская правда» сообщала: «От Московских ворот двумя шпалерами выстроились красноармейцы гарнизона. На флангах духовые оркестры музыки. Дома за Московской заставой иллюминированы цветными электрическими лампами... Толпа, несмотря на холод и темноту, с каждой минутой увеличивается». И вот долгожданный момент: первые сани, «подпрыгнув на скверной дороге, ушли в темноту города, обогнав трамваи, автомобили, испугав лошадей».

Обратный путь до Москвы преодолели лишь девять аэросаней. Однако в целом пробег был признан удачным. «Большинство конструкций советских саней настолько усовершенствованы, что могут служить надежным, безопасным средством транспорта в зимний период», - подытожила «Ленинградская правда».

Строительство и испытания аэросаней продолжались и в дальнейшем, их конструкция совершенствовалась, лучшие образцы использовались как в качестве гражданского транспорта, так и военных целях - в том числе в годы Великой Отечественной войны. Их даже называли «снежной кавалерией».

Не забыт этот вид транспорта и сейчас: предприятия и умельцы производят аэросани для самых разных целей (спасательных операций, доставки почты, охоты и рыболовства), причем львиная доля их изготавливается в России специально для наших просторов.

#Ленинград #зима #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Лыжи, мотор и пропеллер».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...