Лыжи, мотор и пропеллер. Как в Ленинграде появились аэросани

«Техника входит, врастает в нашу жизнь... Так я думал, сжавшись комочком на тесном сидении аэросаней, стремительно несшихся по проспекту Володарского. Передо мной справа и слева мелькали глаза и лица прохожих, обалдело останавливавшихся, как вкопанные, и раскрывавших рты. Извозчичьи коняги шарахались в сторону». Так репортер «Ленинградской правды» в номере от 3 февраля 1926 года описывал свой необычный вояж по нынешнему Литейному проспекту.

Лыжи, мотор и пропеллер. Как в Ленинграде появились аэросани | Фото: andreas160578 / pixabay

Фото: andreas160578 / pixabay

Первые образцы нового зимнего вида транспорта - поставленного на лыжи кузова, который приводился в движение механизмом, состоявшим из авиационного мотора и винта, - появились в России еще в начале ХХ века. После революции аэросани продолжали строить - как промышленным образом, так и усилиями конструкторов-любителей.

Корреспондент «Ленправды», участвовавший в поездке в качестве пассажира, констатировал, что в городе пользоваться аэросанями неудобно: «Они громоздки и неуклюжи. Развернуться на улице немыслимо: надо объехать целый квартал». «Надо было иметь хладнокровие, выдержанность и верный глаз летчика, чтобы пролавировать в каше пешеходов, автомобилей на Троицком мосту», - отметил репортер-пассажир.

Настоящую скорость - более 100 км в час - удалось развить лишь на набережной Невы. Репортер отметил, что, когда аэросани летели вдоль дворцов, казалось, что «вихрь подхватил нас и несет как пушинку». В итоге они пробежали по ленинградским улицам более 15 км, при этом не произошло ни одной поломки.

«Резко и пронзительно трещал пропеллер толкающего винта, приспособленного к обыкновенному авиационному мотору, широкие лыжи, прикрепленные к автомобильно-гоночному кузову, толкали нас все дальше и дальше, а сзади, по проезде, начинался тарарам взволнованной необычным видением улицы»...

Промчавшийся по городу снегоход готовился к всесоюзному пробегу, в котором участвовали аэросани разных конструкций. Предполагалось преодолеть путь из Москвы в Ленинград и обратно, поэтому сани ленинградских конструкторов были отправлены в столицу по железной дороге.

Пробег стартовал 17 февраля 1926 года. Четырнадцать аэросаней, участвовавших в соревновании, пошли по заранее намеченному, обследованному и «приведенному в порядок» маршруту. В опасных районах были установлены указатели особенностей рельефа. Местные власти получили циркуляр, предписывавший содействовать этому важному мероприятию, население предупреждено о времени прохода машин через города и деревни.

По пути следования делались остановки, проводились митинги, в ходе которых местным жителям разъясняли устройство снегоходов и значение пробега. Практичный русский мужик задавал свои вопросы. «Крестьяне интересуются, главным образом, применением саней в сельском хозяйстве», - констатировала «Ленинградская правда».

В ходе пробега не обошлось без происшествий. Едва был пройден Вышний Волочок, как на мосту у одних саней повредилась направляющая лыжа, машина ударилась о бревно моста и развернулась, сбив при этом проходившего мимо местного жителя: по счастью, он отделался легкими ушибами. Водитель и пассажиры не пострадали, аэросани были отремонтированы и продолжили путь.

Вечером 20 февраля десять экипажей добрались до Ленинграда, четыре снегохода сошли с дистанции из-за различных поломок. «Ленинградская правда» сообщала: «От Московских ворот двумя шпалерами выстроились красноармейцы гарнизона. На флангах духовые оркестры музыки. Дома за Московской заставой иллюминированы цветными электрическими лампами... Толпа, несмотря на холод и темноту, с каждой минутой увеличивается». И вот долгожданный момент: первые сани, «подпрыгнув на скверной дороге, ушли в темноту города, обогнав трамваи, автомобили, испугав лошадей».

Обратный путь до Москвы преодолели лишь девять аэросаней. Однако в целом пробег был признан удачным. «Большинство конструкций советских саней настолько усовершенствованы, что могут служить надежным, безопасным средством транспорта в зимний период», - подытожила «Ленинградская правда».

Строительство и испытания аэросаней продолжались и в дальнейшем, их конструкция совершенствовалась, лучшие образцы использовались как в качестве гражданского транспорта, так и военных целях - в том числе в годы Великой Отечественной войны. Их даже называли «снежной кавалерией».

Не забыт этот вид транспорта и сейчас: предприятия и умельцы производят аэросани для самых разных целей (спасательных операций, доставки почты, охоты и рыболовства), причем львиная доля их изготавливается в России специально для наших просторов.

#Ленинград #зима #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Лыжи, мотор и пропеллер».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».