«Любовь к Отечеству, а не к нарядам». Как изменился кадетский корпус при Екатерине II
В одном из недавних выпусков «Наследия» (от 27 ноября 2020 г.) мы рассказывали о жизни Императорского кадетского сухопутного шляхетного корпуса во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Сегодня речь об этом учебном заведении в эпоху Екатерины II. С корпусом ее связывали не только государственные интересы. Его выпускника Семена Андреевича Порошина она назначила учителем и воспитателем своего сына – цесаревича Павла Петровича. Корпус окончил граф Бобринский – внебрачный сын императрицы и Григория Орлова.
ФОТО pixabay
В 1766 году Екатерина II утвердила новый устав корпуса, отражавший изменение взглядов на воспитание благородного юношества. Теперь родители, желающие записать своих сыновей «в Императорский дом Корпуса», соглашались с тем, что они отдают их не менее чем на 15 лет, и «до истечении сего времени отнюдь ни под каким видом их обратно... требовать не будут». В те времена всерьез полагали, что воспитать «новую породу людей» можно, только изолировав ребенка от семьи и общества.
Значительно был снижен возраст воспитанников: раньше набирали подростков 12 – 13 лет, теперь – малышей 5 – 6 лет. Литератор и публицист Сергей Николаевич Глинка вспоминал: «Отец мой, сопровождавший нас в Петербург, вынес меня на руках из-под благословения матери: я задыхался от слез и рыданий... Нас принимали как спартанских отроков; раздевали, заставляли бегать и прыгать. Мы выдерживали всю эту гимнастику».
Благодаря Ивану Ивановичу Бецкому, директору кадетского корпуса, здесь ввели новую должность воспитательниц, которым поручали новичков. По сути они становились для мальчишек вторыми мамами. По уставу, им надлежало «непрестанно смотреть за молодыми дворянами, не отлучаться от них ни днем, ни ночью, быть безотлучно при всех их забавах и гуляньях, ... стол иметь с питомцами вместе».
От воспитательниц требовалось «наставлять и обучать со всякою ласковостию, терпением и любовью». А вот положение прежнего устава, позволявшее присутствовать рядом с воспитанниками их крепостных служителей, отменялось: «Ни одному кадету не дозволять иметь собственного своего слуги».
И. И. Бецкой лично выбирал учителей и воспитателей для кадетского корпуса. Они должны были подавать своим питомцам «примеры чести и тех мыслей, кои к истинной ведут добродетели», также «внушить любовь к добродетели и благонравию». В программе обучения был предмет, называющийся «Учтивство и долг благопристойности». Большое внимание уделялось занятости и трудолюбию: «чтобы кадеты никогда праздны не были».
Особое внимание уделялось воспитанию дворянского достоинства и чести. По выражению Глинки, у «птенцов корпусных» было не принято жаловаться взрослым.
В бытность учебы своего сына Павла Екатерина II навещала корпус и обходилась с кадетами «как со своими детьми». А много позже два десятка малолетних кадет по воскресным зимним дням привозили в императорский дворец, чтобы те общались с внуками государыни.
«В тот вечер, когда довелось мне быть на играх, у шестилетнего товарища моего Фирсова спустился в игре чулок и упала подвязка. Императрица посадила его к себе на колени, подвязала чулок и поцеловала Фирсова. Отпуская нас в корпус, Екатерина раздавала нам по фунту конфет...» – вспоминал Глинка.
Еще одно уставное новшество: «Телесных наказаний в сем Корпусе отнюдь ни в каком случае не чинить... Страшными наказаниями добродетель произвесть невозможно». Устав гласил: «Не должно никогда кадета бить шпагою или фухтелем».
Впрочем, вообще без наказаний не обходились: за провинности запрещали носить несколько дней мундир, отлучали от совместного приема пищи, обязывали в присутствии товарищей есть только хлеб и воду или и «совсем не обедать», брали под караул, заставляли учиться, стоя на коленях. Считалось, что эти «средства будут достаточны для усмирения юности».
Строгий распорядок дня, ограничение в излишествах пищи и одежды, введенные в корпусе, распространялись потом и на другие закрытые учебные заведениях страны. Кадет приучали переносить стужу, труд, холод: этот опыт мог пригодиться во время военных походов. Воспитанников учили довольствоваться малым, вселяли в них «любовь к Отечеству, а не к лишним нарядам». И действительно, их закалке удивлялись многие: даже в сильный мороз они ходили легко одетыми.
Согласно уставу, успешно окончившие корпус могли три года «путешествовать в чужих краях» за счет казны. При этом им следовало извещать совет корпуса об «успехах своего путешествия, примечаниях и изобретениях по различным местам».
Судя по воспоминаниям, очень повезло кадетам, когда директором корпуса с 1786-го по 1794 год был граф Фридрих Евстафьевич Ангальт-Дессауский, приглашенный в Россию Екатериной II. Он уделял большое внимание к приобщению «охоты к чтению поучительных книг» – об этом вспоминал бывший воспитанник корпуса сенатор Петр Иванович Полетика. Ангальт придумал особые тетради, в которые кадеты записывали занимательное и нравоучительное из прочитанных ими книг.
Ангальт-Дессауский создал и так называемую говорящую стену в саду корпуса. Сверху донизу она была исписана нравственными поучительными изречениями, а также хронологией важнейших научных открытий. До сих пор современно звучит напутствие Ангальта своим выпускникам: «Да будут первым побуждением и первым началом всех ваших поступков: честность и доброе имя».
После Ангальта корпус возглавил М. И. Кутузов: он обратил внимание на ученость воспитанников, а вот военную дисциплину посчитал недостаточной. «Граф Ангальт обходился с вами, как с детьми, а я буду обходиться с вами, как с солдатами», – заявил он кадетам.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (6843) от 15.01.2021 под заголовком ««Любовь к Отечеству, а не к лишним нарядам»».
Комментарии