Кююреля. Как жители Красного Села «сохраняли русский тип»

В то время когда Выборгская губерния входила в состав Великого княжества Финляндского, на ее территории существовало два русских поселения. Райволе (ныне Рощино) в последнее время уделяется немало внимания в краеведческой литературе. А вот про Кююреля/Красное Село (ныне Красносельское) известно гораздо меньше. О нем и пойдет речь.

Кююреля. Как жители Красного Села «сохраняли русский тип» | Православная Сретенская церковь в Кююреля, фото 1930-х годов. / Репродукция. ФОТО автора

Православная Сретенская церковь в Кююреля, фото 1930-х годов. / Репродукция. ФОТО автора

Местность эта была заселена еще в допетровские времена. Ее финское название происходит, вероятно, от личного имени. Деревня располагалась на выборгской дороге (ныне Верхне-Выборгское шоссе) и, ­после того как в ходе Северной ­войны русские войска взяли Нотебург и Ниеншанц, оказалась в полосе военных действий. В 1707 году здесь разыгралось сражение: вышедший из Выборга шведский отряд был атакован русскими и, потерпев поражение, отступил.

Взяв в 1710 году Выборг, Петр I пожаловал эти земли его первому коменданту графу Григорию ­Петровичу Чернышеву. Согласно записанному в XIX веке преданию, в Кююреля еще во время осады размещалась палатка Чернышева, а рядом стояла полковая походная церковь. Чернышев дал обет в случае военного успеха выстроить на ее месте постоянный храм. Что и было выполнено. А на опустошенные земли Чернышев, по преданию, переселил 20 крепостных крестьянских семей из Московской и Ярославской губерний. Половина из них и стала первыми жителями Красного Села.

На картах и в документах XVIII века Красное Село именовалось Сретенским. Со временем, однако, стало преобладать другое название — село Красное. Священник Николай Флоровский, бывший настоятелем церкви в 1849 — 1885 годах и составивший первое описание села, объяснял топоним тем, что вода из местного родника имела характерный красноватый оттенок. Но все же вероятнее более традиционное объяснение: «красное» означает «красивое».

К середине XVIII века село разрослось. Его облик с большим числом построенных близко друг к другу домов резко выделялся на фоне финских деревень, как правило, небольших и состоявших из отдельных хуторов. Как отмечал анонимный путешественник того времени, чьи записки были опубликованы в журнале ­«Памятники новой русской истории» в 1873 году, «…село изрядное, населено русским, переведенным из разных уездов, народом. Дворов до 40, церковь во имя Сретения Господня и дом помещиков… В сем селе виден образ житья самого русского народа, что в здешних странах редкость; и как приметить можно, земледелие производят прилежно, ибо около оного села полей обработанных и сенокосов по сторонам довольно».

В упомянутом господском доме в 1772 и 1783 годах останавливалась Екатерина II, причем во второй раз местные крестьяне преподнесли ей «хлеб с солью, и ловленную близь того села в озерке живую рыбу»…

Настоящий расцвет село пережило в первой четверти XIX века. Это случилось после того, как оно было приобретено в 1801 году Иваном Ивановичем Богаевским. Будучи сыном священника, он сделал академическую карьеру (в частности, в 1781 — 1791 годах был редактором «СПб ведомостей») и получил потомственное дворянство. Выйдя на покой, всю энергию направил на устройство приобретенного поместья.

По словам священника Флоровского, Богаевский «построил церковь на место прежней… До него в приходе не было ни одного грамотного. Он завел школу и платил учителю за тех, которые не в ­состоянии были платить… Заботясь об умственном развитии крестьян, помещик Богаевский обращал внимание и на их материальное благосостояние… Чтобы удержать крестьян дома, он предпринимал разные постройки на мызе и работы поручал крестьянам, платя за них щедрой рукою. Он же для обедневших крестьян строил дома, давал в несчастных случаях разные вспоможения».

После того как в результате Русско-шведской войны 1808 — 1809 годов Финляндия на правах автономии вошла в Российскую империю, в состав княжества была возвращена Выборгская губерния, присоединенная к России еще Петром I. Благодаря этому красносельские крестьяне избавились от крепостной зависимости, не существовавшей в Финляндии.

Красное Село2.jpg

Главная улица Кююреля, фото 1930-х годов. Ныне это часть Верхне-Выборгского шоссе. / Репродукция. ФОТО автора

Ремесленные навыки жителей села были востребованы по всей округе, а гончарные изделия местных мастеров получили известность далеко за ее пределами. Многие семьи вели успешную коммерческую деятельность по всей губернии.

Один из столичных дачников, рассказывая о красносельцах в газете «Новое время», отмечал, что они «всецело сохранили русский тип, в безусловной чистоте язык и веру. Столетнее общежитие с финнами в этом отношении не имело никакого влияния на русских крестьян. Но зато на домашний быт… это общежитие имело влияние весьма и весьма значительное… Почти все кроме русского языка знают и финский…».

Гражданская война, разразившаяся в Финляндии в начале 1918 года, затронула и Красное Село: несколько жителей, ­примкнувших к красным, после победы белых были расстреляны. Несмотря на это в целом в послереволюционные годы красносельцы достаточно безболезненно приспособились к жизни в независимой Финляндии. Финны официально называли деревню Кююреля, русские — Красным Селом.

Перед «зимней» войной все население Красного Села было эвакуировано, главным образом в Хямеэнлинна. Многие красносельцы сражались в финской армии, почти полсотни из них погибли в боях. Последняя церковь деревни, построенная в 1895 — 1898 годах по проекту архитектора Василия Баранкеева, также стала жертвой войны. В ходе Второй мировой деревня лишилась большинства прежних построек, новым переселенцам приходилось обживаться практически с нуля. Что же касается бывших обитателей села, перебравшихся в Финляндию, то ­после войны они образовали свое землячество.

В современном Красносельском, кроме названия, о ­прошлом почти ничего не напоминает. На месте церкви установлен мемориал в память жертв белого террора, тут же находятся советское и финское ­воинские захоронения. Уцелевшие старинные надгробия собраны на небольшом участке кладбища, носящем название «Роща памяти». От старой застройки уцелело очень немногое, в том числе деревянный дом причта у шоссе.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Красное Село #история #краеведение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7136) от 25.03.2022 под заголовком «Другое Красное Село».


Комментарии