Кююреля. Как жители Красного Села «сохраняли русский тип»

В то время когда Выборгская губерния входила в состав Великого княжества Финляндского, на ее территории существовало два русских поселения. Райволе (ныне Рощино) в последнее время уделяется немало внимания в краеведческой литературе. А вот про Кююреля/Красное Село (ныне Красносельское) известно гораздо меньше. О нем и пойдет речь.

Кююреля. Как жители Красного Села «сохраняли русский тип» | Православная Сретенская церковь в Кююреля, фото 1930-х годов. / Репродукция. ФОТО автора

Православная Сретенская церковь в Кююреля, фото 1930-х годов. / Репродукция. ФОТО автора

Местность эта была заселена еще в допетровские времена. Ее финское название происходит, вероятно, от личного имени. Деревня располагалась на выборгской дороге (ныне Верхне-Выборгское шоссе) и, ­после того как в ходе Северной ­войны русские войска взяли Нотебург и Ниеншанц, оказалась в полосе военных действий. В 1707 году здесь разыгралось сражение: вышедший из Выборга шведский отряд был атакован русскими и, потерпев поражение, отступил.

Взяв в 1710 году Выборг, Петр I пожаловал эти земли его первому коменданту графу Григорию ­Петровичу Чернышеву. Согласно записанному в XIX веке преданию, в Кююреля еще во время осады размещалась палатка Чернышева, а рядом стояла полковая походная церковь. Чернышев дал обет в случае военного успеха выстроить на ее месте постоянный храм. Что и было выполнено. А на опустошенные земли Чернышев, по преданию, переселил 20 крепостных крестьянских семей из Московской и Ярославской губерний. Половина из них и стала первыми жителями Красного Села.

На картах и в документах XVIII века Красное Село именовалось Сретенским. Со временем, однако, стало преобладать другое название — село Красное. Священник Николай Флоровский, бывший настоятелем церкви в 1849 — 1885 годах и составивший первое описание села, объяснял топоним тем, что вода из местного родника имела характерный красноватый оттенок. Но все же вероятнее более традиционное объяснение: «красное» означает «красивое».

К середине XVIII века село разрослось. Его облик с большим числом построенных близко друг к другу домов резко выделялся на фоне финских деревень, как правило, небольших и состоявших из отдельных хуторов. Как отмечал анонимный путешественник того времени, чьи записки были опубликованы в журнале ­«Памятники новой русской истории» в 1873 году, «…село изрядное, населено русским, переведенным из разных уездов, народом. Дворов до 40, церковь во имя Сретения Господня и дом помещиков… В сем селе виден образ житья самого русского народа, что в здешних странах редкость; и как приметить можно, земледелие производят прилежно, ибо около оного села полей обработанных и сенокосов по сторонам довольно».

В упомянутом господском доме в 1772 и 1783 годах останавливалась Екатерина II, причем во второй раз местные крестьяне преподнесли ей «хлеб с солью, и ловленную близь того села в озерке живую рыбу»…

Настоящий расцвет село пережило в первой четверти XIX века. Это случилось после того, как оно было приобретено в 1801 году Иваном Ивановичем Богаевским. Будучи сыном священника, он сделал академическую карьеру (в частности, в 1781 — 1791 годах был редактором «СПб ведомостей») и получил потомственное дворянство. Выйдя на покой, всю энергию направил на устройство приобретенного поместья.

По словам священника Флоровского, Богаевский «построил церковь на место прежней… До него в приходе не было ни одного грамотного. Он завел школу и платил учителю за тех, которые не в ­состоянии были платить… Заботясь об умственном развитии крестьян, помещик Богаевский обращал внимание и на их материальное благосостояние… Чтобы удержать крестьян дома, он предпринимал разные постройки на мызе и работы поручал крестьянам, платя за них щедрой рукою. Он же для обедневших крестьян строил дома, давал в несчастных случаях разные вспоможения».

После того как в результате Русско-шведской войны 1808 — 1809 годов Финляндия на правах автономии вошла в Российскую империю, в состав княжества была возвращена Выборгская губерния, присоединенная к России еще Петром I. Благодаря этому красносельские крестьяне избавились от крепостной зависимости, не существовавшей в Финляндии.

Красное Село2.jpg

Главная улица Кююреля, фото 1930-х годов. Ныне это часть Верхне-Выборгского шоссе. / Репродукция. ФОТО автора

Ремесленные навыки жителей села были востребованы по всей округе, а гончарные изделия местных мастеров получили известность далеко за ее пределами. Многие семьи вели успешную коммерческую деятельность по всей губернии.

Один из столичных дачников, рассказывая о красносельцах в газете «Новое время», отмечал, что они «всецело сохранили русский тип, в безусловной чистоте язык и веру. Столетнее общежитие с финнами в этом отношении не имело никакого влияния на русских крестьян. Но зато на домашний быт… это общежитие имело влияние весьма и весьма значительное… Почти все кроме русского языка знают и финский…».

Гражданская война, разразившаяся в Финляндии в начале 1918 года, затронула и Красное Село: несколько жителей, ­примкнувших к красным, после победы белых были расстреляны. Несмотря на это в целом в послереволюционные годы красносельцы достаточно безболезненно приспособились к жизни в независимой Финляндии. Финны официально называли деревню Кююреля, русские — Красным Селом.

Перед «зимней» войной все население Красного Села было эвакуировано, главным образом в Хямеэнлинна. Многие красносельцы сражались в финской армии, почти полсотни из них погибли в боях. Последняя церковь деревни, построенная в 1895 — 1898 годах по проекту архитектора Василия Баранкеева, также стала жертвой войны. В ходе Второй мировой деревня лишилась большинства прежних построек, новым переселенцам приходилось обживаться практически с нуля. Что же касается бывших обитателей села, перебравшихся в Финляндию, то ­после войны они образовали свое землячество.

В современном Красносельском, кроме названия, о ­прошлом почти ничего не напоминает. На месте церкви установлен мемориал в память жертв белого террора, тут же находятся советское и финское ­воинские захоронения. Уцелевшие старинные надгробия собраны на небольшом участке кладбища, носящем название «Роща памяти». От старой застройки уцелело очень немногое, в том числе деревянный дом причта у шоссе.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Красное Село #история #краеведение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7136) от 25.03.2022 под заголовком «Другое Красное Село».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».