Купчинские челобитные. О чем крестьяне просили Екатерину II?

Как известно, название Купчино, которым ныне обозначается большой район города, застроенный главным образом в 1960-е и 1970-е годы, уходит в века. Краеведы считают, что первое упоминание о деревне Купсино (или Купчинова) относится к началу XVII века.

Купчинские челобитные. О чем крестьяне просили Екатерину II? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Старинных документов, связанных с купчинской историей, чрезвычайно мало. Тем более важна находка, сделанная в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Речь о челобитных двух крестьян деревни Купсино, датированных 1767 и 1770 годами. Они обращены к «Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской...».

Чтобы понять их смысл, необходимо историческое отступление. В результате Столбовского мирного договора, заключенного в 1617 году, крестьяне деревни Купсино вместе со всей приневской землей оказались под властью шведской короны. Поначалу жившим здесь православным крестьянам гарантировалось сохранение всех религиозных прав, однако во второй половине XVII века в результате политики королевы Кристины Лютеранская церковь стала расширять свою миссионерскую деятельность, и государство всячески стало поддерживать крестьян лютеранского вероисповедания.

«По лютерскому Закону», как говорили и писали в то время, стали жить и некоторые жители деревни Купсино. Это меняло не только их веру, но и написание и произношение исконных русских имен.

После победы Петра Великого в Северной войне бывшие новгородские земли снова вернулись в состав России, но семьи, принявшие лютеранство во время господства Швеции, не могли просто так изменить свои документы и свою веру: Православная церковь требовала особое разрешение на таинство миропомазания.

Что касается крестьян деревни Купсино, то они в 1711 году были переданы со своими землями строящемуся Александро-Невскому монастырю. Однако поскольку казна терпела убыток от того, что церковные и монастырские земли не облагались налогом, Екатерина II провела в 1764 году секуляризационную реформу, изъяв в пользу государства часть церковных владений. Поэтому купчинские крестьяне из монастырских превратились в «экономических», то есть государственных. И в отличие от крепостных крестьян, которые по всем своим вопросам должны были обращаться к своему помещику, им надлежало со своими просьбами обращаться напрямую к главе государства.

Челобитные на имя государыни оформляли в экономической коллегии секретариата духовной консистории, которая находилась на территории Александро-Невского монастыря. В ЦГИА СПб сохранилось два дела: «О переходе крестьянина деревни Купсино Павла Еношева из лютеранского вероисповедания в православие» и «О переходе крестьянина деревни Купсино Копорского уезда Адама Исаева из лютеранского вероисповедания в православие».

Составлены эти документы примерно в едином стиле. На первых листах, оформленных писарем, содержится просьба крестьян в миропомазании, которое было необходимым таинством для перехода в православную веру. В ответном же документе говорится: «Государыня Ее Императорское Величество петербургской духовной консистории сообщает, что крестьянину деревни Купчиной... Павла Еношева, содержащего лютерский Закон, ... по желанию... приказано миропомазание Святых Таинств совершить».

Документы крестьянина деревни Купсино Адама (Ивана) Исаева содержат еще и развернутый ответ самого крестьянина: «Православную веру будет содержать твердо, в праздничные дни слушать славословия Божия, ходить в церковь и исповедоваться, и по достоинству причащаться Христовых тайн». Императрица повелела совершить таинство его миропомазания священнику отцу Иоанну из Петропавловского собора. Любопытно, что в конце обеих челобитных значится: «подьяческий сын Филипп Григорьев руку приложил».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Купчино #история #Екатерина II

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (6910) от 23.04.2021 под заголовком «Купчинские челобитные».


Комментарии