Корейко был не одинок. Как сбыт металлолома обогатил частников в Петрограде

Горожане сосредоточенно разбирают металлические предметы и раскладывают их в деревянные ячейки – такой снимок сделал фотограф Петросовета во время субботника в 1921 году. На самом деле перед нами не что иное, как прием от населения железного лома, столь необходимого для возобновления работы промышленности.

Корейко был не одинок. Как сбыт металлолома обогатил частников в Петрограде | Металлолом для нужд пролетариата: после разрухи времен Гражданской войны промышленности требовался радикальный «перезапуск». / ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб

Металлолом для нужд пролетариата: после разрухи времен Гражданской войны промышленности требовался радикальный «перезапуск». / ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб

Гражданская война привела экономику к удручающему состоянию, однако два главных города страны находились в неравных условиях.

В то время как вокруг Москвы, ставшей столицей, за короткое время были построены новые электростанции – Шатурская и Каширская, промышленные гиганты Северной столицы ощущали острую нехватку сырья, топлива и электроэнергии. Из-за этого многие фабрики и заводы были вынуждены делать длительные перерывы в работе. Около половины машин и станков без должного ухода быстро пришли в негодность. «Разбитые стекла довершают дело, особенно на крупных металлических заводах, где много стеклянных крыш», – сообщала «Красная газета».

Уверяя, что «в недалеком будущем мы все будем жить в царстве обилия, довольства, высшей культуры», петроградские газеты призывали «всех коммунистов Питера, России, Европы» участвовать в содействии электрификации городского хозяйства. А в числе основных задач был назван учет «всего имущества Петербурга, главным образом металлического лома, выгодных материалов, негодных судов... которые можно продать за границу в обмен на наиболее ответственные сложные части электрического оборудования»...

Однако именно в этой сфере стало процветать нелегальное обогащение. В 1927 году в советской печати вышла книга «Частный капитал в СССР». Ее автор экономист Юрий Ларин, один из создателей Госплана, собрав обширные материалы судебных дел о нэпманах, описал схемы перекачки денег из государственного кармана в частные руки. Многие из них удивительным образом напоминали те, что использовал «подпольный миллионер» Александр Корейко, персонаж «Золотого теленка» Ильфа и Петрова.

Одним из подобных способов Ларин называл дешевый сбыт так называемых неликвидных фондов, чем занимались сотрудники Рудметаллторга. Речь о металлических частях негодных паровозов, военных судов и громадных запасах металла, «валяющегося на некоторых заводах».

Собранный лом должен был идти в переплавку, однако тысячи пудов пригодной медной арматуры, инструментальной стали и сортового железа уходили на продажу частным конторам за бесценок (от 40 копеек до нескольких рублей за пуд). Как сообщал младший помощник прокурора Верховного суда СССР Иван Кондурушкин, «в одни ворота ввозится сортовое железо, полученное из ВСНХ, а из других это железо уходит как лом».

По подсчетам Ларина, к середине 1920-х годов «масштаб бедствия» составлял более чем 350 миллионов рублей (в пересчете на нынешние деньги – примерно 170 миллиардов рублей). Столько в результате нелегальной деятельности было накоплено частниками в первые годы нэпа.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Петроград #мошенничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7064) от 03.12.2021 под заголовком «Корейко был не одинок».


Комментарии