Коньки моего детства. Как катались на «снегурках» в 1950-х годах

Зимних развлечений в 1950-е годы было совсем немного. И катание на коньках было в ту пору самым доступным видом спорта. Простые «снегурки», по словам моих родителей, стоили не очень дорого, и многие могли себе их позволить.

Коньки моего детства. Как катались на «снегурках» в 1950-х годах | Манера кататься, взявшись за руки, была очень популярна, судя по фотографии, еще с 1930-х годов. Иногда количество таких «сцепок» доходило до 8 — 10 человек, и попадаться им на пути было опасно. Обратите внимание на коньки: они все разные. Как минимум у д

Манера кататься, взявшись за руки, была очень популярна, судя по фотографии, еще с 1930-х годов. Иногда количество таких «сцепок» доходило до 8 — 10 человек, и попадаться им на пути было опасно. Обратите внимание на коньки: они все разные. Как минимум у д

Еще перед моим выходом из квартиры отец крепкой веревкой привязывал к моим валенкам «снегурки», аккуратно обструганной палочкой фиксировал узел и зажимал ее одной из петель. В результате коньки «прирастали» к валенкам намертво. С трудом спустившись с третьего этажа, я выходил на улицу Егорова и поворачивал направо. Здесь уже можно было достаточно уверенно встать на коньки.

Дворники трудились на совесть, сугробов не было, но в отсутствие современной техники полностью очистить лопатами улицы было все-таки невозможно, и они уже в начале зимы покрывались плотным слоем снега, позволявшим передвигаться по ним на коньках. Это, конечно, был не лед, но мне помнится, что мы особых проблем не испытывали. Да и таких частых оттепелей, как в нынешние годы, я почему-то не припоминаю. Зима так зима. Снежная и морозная...

Наши Красноармейские улицы были достаточно пустынными, но, если проезжал какой-нибудь грузовик, мы пытались уцепиться за кузов и прокатиться «на хвосте», что удавалось далеко не всем. К счастью, плотная одежда спасала от неприятностей при падении. А падали мы часто, поскольку правильно кататься не умели и учить нас было некому. Так что каждый двигался, как ему позволяли силы и зимняя одежда.

Ни на какой каток мы тогда не ходили, и само наше «катание» было весьма непритязательным: по проезжей части, от улицы Егорова по 2-й Красноармейской до Советского переулка и обратно. Однако и это было делом весьма приятным. Конечно, по пути следовало запустить пару снежков во встречных «конькобежцев» и получить ответные...

Забираться на «снегурках» домой на третий этаж было гораздо труднее, чем спускаться. Войдя в нашу коммунальную квартиру и сбросив валенки с коньками, я сразу бежал на кухню к раковине. Открыв кран, подставлял окоченевшие руки под струю холодной воды — горячей, естественно, не было, но и это помогало согреть руки.

В 1959 году родители получили квартиру в новостройках за кинотеатром «Гигант», и мы переехали на Любашинский проспект, вскоре переименованный в проспект Металлистов. Неподалеку находился стадион завода «Красный выборжец». Мне тогда было уже тринадцать лет, подарком от родителей стали настоящие коньки, и я стал посещать так называемые массовые катания. Это было гораздо интереснее, чем прежде.

Каток занимал почти все футбольное поле, лед подновляли из шланга почти каждый день. Ярко светили прожектора, мощные динамики дополняли ощущение праздника веселой музыкой, разумеется, правильного идеологического содержания.

Народу на катке собиралось много. Вся масса конькобежцев двигалась по кругу по часовой стрелке, а в центре стадиона толпились отдыхающие. Были небольшие группы и одиночки. Особо неприятных инцидентов не случалось, хотя один эпизод помню. Его виновником был хулиганистый паренек из нашего класса: он играл в хоккей, а потому катался очень здорово. На катке он проделывал подленькие штучки: разогнавшись, проезжал мимо стоявшей в центре девочки и слегка ударял своим коньком сзади по ее конькам. Причем он был обут в «пятки»: так мы называли коньки, у которых ботинки были с более высокой шнуровкой, и в них нога не вихляла в щиколотке, а держалась как влитая.

Девочка, разумеется, падала, а хоккеист уже носился где-то на другом краю поля. Продолжалось это недолго: у девочки нашлись защитники, катавшиеся не хуже хулигана, и отлупили его как следует...

На стадионе была и «коробка», в которой играли в хоккей с шайбой, но для этого надо было иметь «пятки», как у того хулигана, а стоили они достаточно дорого. Да и, честно говоря, толкаться на льду совсем не хотелось. Гораздо приятнее было спокойно кататься под музыку, особенно в компании с какой-нибудь симпатичной девушкой, которую можно было поддерживать, чтобы она не упала. И не только на стадионе «Красный выборжец» (которого, к сожалению, больше нет), но и в «Цыпочке» — так мы любовно называли ЦПКиО.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#коньки #воспоминания #зима #досуг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7088) от 14.01.2022 под заголовком «Коньки моего детства».


Комментарии