Командир «Уссурийца». Колчак понимал: карьера делается на флоте
Александр Васильевич Колчак известен как полярный исследователь и «Верховный правитель России» в годы Гражданской войны. Его служебный путь уникален: никогда не командовавший крупными кораблями, он тем не менее в годы Первой мировой войны стал командующим Черноморским флотом…

Эскадренный миноносец «Уссуриец» на Неве. Фото 1907 г./Фото из коллекции Центрального военно-морского музея имени Петра Великого
Командирская служба Колчака, которая в итоге вознесла его на вершину флотской карьеры, складывалась весьма непросто. В 1904 году, во время обороны Порт-Артура, лейтенант Колчак командовал эскадренным миноносцем «Сердитый», в 1908 – 1909 годах в чине капитана 2‑го ранга — строящимся ледокольным транспортом «Вайгач», на котором совершил плавание во Владивосток и в Берингов пролив в 1910 году.

В перерывах между походами была служба в недавно созданном Морском генеральном штабе. Со временем она стала тяготить Колчака, и он воспользовался предложением вице-адмирала Николая фон Эссена перейти на Балтийский флот. В апреле 1912 года Колчака назначили командиром эскадренного миноносца «Уссуриец». Тем самым он, по сути, опустился на ступень ниже своей должности начальника 1‑й оперативной части Морского генштаба, однако он понимал, что карьера делается на флоте.
«Уссурийцем» Колчак командовал чуть больше года. Служба была рутинной: ремонты, походы по Финскому заливу, в том числе в Кронштадт, Петербург, Ревель, Гельсингфорс, учебные стрельбы, снова ремонты… Случались и происшествия. Интересные детали удалось узнать, изучая вахтенные журналы этого корабля, хранящиеся в РГАВМФ.
К примеру, в сентябре 1912 года «Уссуриец» совершил заграничный поход в Данию в составе эскадры кораблей Балтийского флота, сопровождая яхту «Полярная звезда». На ней вдовствующая императрица Мария Федоровна отправилась навестить родственников в Копенгагене. По прибытии в датскую столицу команда получила увольнительную. А когда она вернулась на борт, одного члена экипажа недосчитались. Беглецом оказался кочегар 1‑й статьи С. М. Мистренко.
Забегая вперед: через год, когда «Уссуриец» вновь прибыл в Копенгаген, Мистренко вернулся. Общий корабельный суд приговорил его к 8 месяцам военно-исправительной тюрьмы и лишил звания кочегара. Однако затем учел его явку с повинной и посчитал, что на подсудимого распространяется действие «Высочайшего манифеста» от 21 февраля 1913 года, данного в день 300‑летия царствования дома Романовых и провозгласившего «облегчение участи виновных». Так что подсудимый был освобожден от наказания.
Весной 1913 года Колчаку пришлось изрядно понервничать в связи с тем, что штаб Минной дивизии затребовал отчетность за 1912 год. Ему в те дни было явно не до того, поскольку 4 апреля в Петербурге скончался его отец — отставной генерал-майор Василий Иванович Колчак. Александру Васильевичу об этом телеграммой сообщила сестра Екатерина. Колчак срочно выехал в столицу.
Отца отпевали в Петербурге в Суворовской церкви, рядом с домом, где он жил вместе с семьей дочери. Похоронили его на Успенском кладбище в селе Мурзинка за Невской заставой (погост был уничтожен в 1960‑х годах, ныне на его месте жилая застройка), рядом с могилами жены и внучки Танечки (дочери Александра и Софьи Колчак)…
После возвращения в Либаву Колчаку пришлось немедленно выходить в море: нужна была экстренная помощь портовому пароходу «Могучий», севшему на мель у небольшого острова Руно в Рижском заливе (ныне остров Рухну).
В мае 1913 года Колчак сдал «Уссуриец» капитану 2‑го ранга Александру Развозову и был назначен командиром эскадренного миноносца «Пограничник». Там его служба складывалась более успешно. В конце июня 1913 года, после учебно-показательных постановок мин в финских шхерах, на борту «Пограничника» собрались император Николай II со свитой, морской министр Иван Григорович и Николай фон Эссен, в ту пору командующий морскими силами Балтийского моря.
Государь остался доволен состоянием команд и судов, Колчаку и другим командирам кораблей было объявлено «именное монаршее благоволение». В декабре того же года «за отличие по службе» Колчака произвели в капитаны 1‑го ранга и вскоре назначили «исправляющим должность» начальника оперативного отдела штаба командующего морскими силами на Балтике.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7362) от 22.02.2023 под заголовком «Командир «Уссурийца» ».
Материалы рубрики
Жестяной бокал с изображением Петра Великого стал одним из сувениров по случаю 200‑летия взятия русскими войсками Риги
Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии