Хлебный лабаз у Прудков. История одной фотографии

На фотографии - вольная торговля времен нэпа. Покупатели обсуждают ассортимент, заглядывают в котомки уже отоварившихся, пересчитывают деньги, а может, тут же перепродают продукты «хвосту» очереди.

Хлебный лабаз у Прудков. История одной фотографии | Рынок на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова, 1924 г. Автор фото не установлен. ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб

Рынок на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова, 1924 г. Автор фото не установлен. ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб

Суета запечатлена у хорошо узнаваемых стен жилого комплекса Бассейного товарищества собственников квартир, построенного перед Первой мировой войной (современный адрес: ул. Некрасова, 58 - 60). Своими окнами здание выходит на Греческий проспект, а также на нынешний Некрасовский сквер, именовавшийся прежде Прудками.

Вывески сообщают, что здесь Мальцевский лабаз торгует хлебом, а также «другими сельскохозяйственными продуктами». Рядом находился Мальцевский рынок - отсюда, вероятно, и название конторы. А то, что здесь собралась пестрая толпа, вполне объяснимо: ведь вывеска над маркизой при входе манит: «Все дешево». Чтобы эта надпись была видна во всех ракурсах, она продублирована и на ткани самого навеса.

По законам нэпа, введенного в 1921 году, предметами продажи и обмена могли служить любые сельскохозяйственные товары, и эта свобода была как глоток свежего воздуха после жестких ограничений распределительного военного коммунизма. В первые же дни возрождения рынка в Петрограде сотнями стали открываться лавки, а в 1923 году 60% торговли было сосредоточено в руках частников. В этот период особенностью продовольственного рынка города служила ощутимая разница цен в разных торговых точках. Логично предположить, что там, где дешевле, выстраивались очереди.

С 1925 года, когда вступили в строй крупные механизированные предприятия по выпечке хлебопродуктов, цены на хлеб несколько снизились. Однако вскоре государство взяло курс на монополизацию хлебного рынка. Чтобы выдавить частников, власти запрещали им повышать цены, перестали выдавать кредиты на развитие частной хлеботорговли.

В результате в городах начался дефицит, а потом ажиотажный спрос на хлеб. Подогрели ситуацию слухи о возможной войне с Великобританией, и население бросилось скупать продукты. Академик Владимир Вернадский в 1928 году записал в дневнике: «Всюду хвосты, все увеличивающиеся. Особенно волнует население недостаток хлеба». Начавшийся в стране продовольственный кризис заставил ввести карточную систему. Она просуществовала до 1935 года.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #фотография #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6707) от 26.06.2020 под заголовком «Хлебный лабаз у Прудков».


Комментарии