Казус на Дибуновской. Как в Ленинграде четыре жилых дома превратились в один

С интересом прочитал статью в разделе «Наследие» от 25 сентября об архитекторе Владимире Щербине. К сожалению, в ней не был упомянут построенный по его проекту комплекс в Старой Деревне – на Дибуновской ул., 37. А ведь, как мне кажется, в этой работе отразились главные принципы творчества зодчего. Владимир Николаевич был не из тех архитекторов, которые витают в облаках. Он был настоящим практиком, работающим в реалиях.

Казус на Дибуновской. Как в Ленинграде четыре жилых дома превратились в один | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В конце 1970-х годов Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт энергетической технологии активно строил жилье для своих сотрудников, преимущественно вблизи института, в Старой Деревне. Очередной жилой комплекс решили возвести на свободном участке, ограниченном Дибуновской и Школьной улицами, Серебряковым переулком и безымянным в то время проездом, позже названным в честь дважды Героя Советского Союза Петра Покрышева.

Проект заказали ЛенНИИпроекту, конкретно – архитектурно-планировочной мастерской № 6, возглавляемой тогда архитектором В. Н. Щербиным. Тот предложил интересное решение: превратить участок в самостоятельный квартал, углы которого закрепляли бы четыре 12-этажных дома башенного типа, а вся внутриквартальная территория предназначалась для озеленения и благоустройства.

Проект был готов к реализации, но неожиданно возникла проблема. Тогдашний хозяин города первый секретарь Ленинградского обкома партии Г. В. Романов, сам решавший, где и когда надо строить, посчитал, что какому-то ведомственному институту (к тому же московскому!) будет чересчур иметь четыре дома. Хватит и двух. А двумя другими зданиями пусть распоряжается город.

В поисках выхода из создавшейся ситуации дирекция института попробовала воспользоваться советом одного опытного человека, по роду своей работы накопившего опыт общения с большими начальниками и знавшего, как приспосабливаться к их требованиям. На случайно подвернувшейся бумажной салфетке он шариковой ручкой изобразил квартал с четырьмя угловыми зданиями, соединил их прямыми линиями и сказал: «Теперь у вас не четыре дома, а один!».

С этой бумажкой пошли к Щербину. Предвидели сопротивление архитектора. В самом деле, как зодчему отказаться от интересного и уже разработанного проекта в пользу нового, да еще не им самим выношенного, а предложенного какими-то дилетантами? Но Владимир Николаевич поступил как настоящий архитектор-практик, понимающий, что надо работать в предлагаемых обстоятельствах и в них профессионально решать новые задачи.

Так родился жилой дом со встроено-пристроенными помещениями и 614 квартирами, одна из которых досталась мне. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#жилье #строительство #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «Казус на Дибуновской».


Комментарии