«Каждый артефакт – на вес золота». Что известно о Боспорском царстве?
Почти незамеченной осталась важнейшая историческая дата, которую намеревались широко отмечать в Крыму, Севастополе, Краснодарском крае и Ростовской области, а также Москве и Петербурге, – 2500-летие основания Боспорского царства. Причина все та же: пандемия и связанные с ней ограничения, не позволившие ученым провести масштабные форумы и встречи. Хотя юбилей достаточно значимый, причем даже не столько исторический, сколько политический. Расположенное на обоих берегах Керченского пролива, Боспорское царство было древнейшим государственным образованием на территории современной Российской Федерации. Однако никаких пересечений между Боспорским царством и возникновением государства на Руси не было. Это две абсолютно разные истории из разных эпох – отмечает наш собеседник, исследователь Античности, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Ирина ЛЕВИНСКАЯ.
ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС
– Ирина Алексеевна, казалось бы, в древнейшей истории говорить о точных, вплоть до года, датах очень сложно. От какого же события отталкиваются, отмечая 2500-летие Боспорского царства?
– Дату помог определить один-единственный источник. Но исследователи склонны ему доверять. В одном из сочинений древнегреческого историка Диодора Сицилийского говорилось: «В Азии династия Киммерийского Боспора, чьи цари известные как Археанактиды, правили в течение сорока двух лет, а их преемник Спарток царствовал семь лет».
Поскольку известно, что Спарток, основатель династии Спартокидов, пришел к власти в 438/37 году до нашей эры, добавляем 42 года и получаем дату – 480 год до нашей эры.
Боспорское царство было образовано в результате объединения греческих полисов, появившихся по обе стороны Керченского пролива (бывшего Боспора Киммерийского) в результате Великой греческой колонизации. В метрополии не хватало жизненного пространства. Кроме того, там участки не делили между наследниками и младшим сыновьям не доставалось земли. Поэтому греки и начали искать счастья за пределами материковой Греции.
Первопоселенцы, основавшие Пантикапей, будущую столицу Боспорского царства, согласно античной традиции, были выходцами из Милета, поэтому на берега Боспора они принесли с собой греческий язык в форме ионийского диалекта. Черты этого диалекта обнаруживаются в местных надписях до III века до нашей эры, позднее ионийский диалект сменился на общегреческое наречие.
Сначала греки колонизировали Великую Грецию (Италию), дальше стали перемещаться ближе к Черному морю. Так в Северном Причерноморье начиная с конца VII века до нашей эры появляются города-полисы. А в конце V века – речь как раз и идет про 480 год до нашей эры – греческие полисы были объединены в единое государство с царской властью. При этом полисы сохраняли свое управление, у них были свои «хоры» – расположенные рядом с городами сельскохозяйственные территории.
В 494 году Милет участвовал в восстании ионийских городов против притязаний Персии и был полностью разрушен. По-видимому, это послужило еще одной причиной объединения городов в Боспорское царство – так легче было держать оборону против внешнего врага.
Столицей государства стал уже упомянутый Пантикапей – на его территории расположена нынешняя Керчь. Второй столицей царства служила Фанагория – ее руины расположены неподалеку от современного поселка Сенной в Краснодарском крае. Ныне там действует государственный историко-археологический музей-заповедник – как и на месте города Танаис в 30 километрах от нынешнего Ростова-на-Дону. Те, кто бывал в Севастополе, непременно видели руины древнего Херсонеса...
Среди других важных городов Боспорского царства следует назвать Гермонассу (ныне на его территории на Таманском полуострове – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань»), Феодосию, Горгиппию (современную Анапу).
– Рискну предположить, что до прихода греков территория вовсе не была пустынной...
– Конечно. Там жили племена скифов и сарматов. Верхушка местных племен даже вошла в состав элиты Боспорского царства.
Греки принесли свои представления о роскоши: скифо-сарматская знать покупала драгоценную утварь, художественно украшенное оружие, ювелирные украшения, вино.
Историки нередко обращают внимание на манеру винопития. Греки всегда разбавляли вино водой. Поэт Гесиод рекомендовал смешивать вино в пропорции один к трем частям воды, иногда зимой вино разбавляли горячей водой, но чаще его охлаждали. Скифы в отличие от греков пили вино неразбавленным, поэтому такой способ его употребления назывался «пить по-скифски». Историк Геродот повествовал о том, как спартанский царь Клеомен научился у скифов пить неразбавленное вино, отчего сошел с ума и умер...
Будучи колонией, царство сохраняло с Грецией отношения «дочки-матери», но в целом это было самостоятельное государство. Население занималось главным образом торговлей и земледелием, и это была фантастическая житница. Помимо зерна она поставляла в метрополию мех, кожу, соленую рыбу, а также рабов – представителей местных племен.
Со временем отношения между скифами и сарматами обострились. В III веке до нашей эры начались конфликты, и скифы были вынуждены перебраться на территорию Крыма, создав столицу – Неаполь Скифский. Традиционно считается, что она находилась на окраине нынешнего Симферополя.
Со временем скифы захотели получить доступ к морю, но всю прибрежную территорию контролировали греки. Поэтому скифы начали нападать на греческие города, в первую очередь Херсонес. Чтобы отбиться от «варваров», он решил прибегнуть к помощи внешней силы.
Выбор пал на понтийского царя Митридата VI Евпатора. Напомню, Понт – северо-восточная часть Малой Азии. Этот царь вел невероятно агрессивную завоевательную политику, покорил практическую всю Малую Азию – нынешнюю Турцию. Он отправил одного из своих полководцев, Диофанта, воспитанного при дворе боспорского царя Перисада, на помощь Херсонесу, и тот наголову разбил скифов.
– Подобная помощь явно не могла быть бескорыстной?
– Разумеется. Диофант предложил боспорскому царю союз, и фактически под флагом борьбы со скифской угрозой Боспор был присоединен к царству Митридата. И более того, стал его наследным владением. Но этим оказалась недовольна скифская аристократия во главе с Савмаком, представителем верхушки (других сведений о нем нет).
В 108 году до нашей эры он поднял бунт и убил боспорского царя Перисада V. Западная часть царства поддержала мятежников, восточная сохранила верность Митридату. В результате военных действий Савмак был пленен, со скифскими вождями были заключены союзные договоры, а в крепостях разместились понтийские гарнизоны.
Надо сказать, что с этим восстанием связан достаточно любопытный эпизод в советской исторической науке, исходившей из марксистской концепции классовой борьбы. Специалист в области античной истории Сергей Александрович Жебелев, профессор Ленинградского университета, в 1938 году представил скифский мятеж во главе с Савмаком как первое восстание рабов против угнетателей, произошедшее на территории будущего Советского Союза. От него была протянута прямая историческая нить к пролетариату, боровшемуся против угнетателей. В таком качестве восстание Савмака вошло во все школьные учебники.
На мой взгляд, Жебелев, действительно выдающийся историк, в память которого в петербургском Университете уже больше двух десятков лет ежегодно проводятся международные Жебелевские чтения по истории Античности, заблуждался совершенно искренне. Он сделал свои выводы на интерпретации херсонесского декрета в честь Диофанта, изданного благодарными жителями в честь его подвигов. Документ был выбит на постаменте статуи полководца.
В тексте есть личное местоимение «его», которое Жебелев ошибочно интерпретировал как относящееся к Савмаку, а не к Диофанту. Человек, подразумеваемый под местоимением «его», был вскормленником царя, иными словами, воспитанником, что могло означать раба (хотя и необязательно), в результате чего Савмак, по интерпретации Жебелева, оказался рабом царя Перисада и, соответственно, вождем восстания рабов.
В нормальной ситуации появились бы выступления критиков этой гипотезы, и в результате научной дискуссии она была бы либо опровергнута, либо подтверждена. Однако в советской науке восстание рабов под руководством Савмака превратилось в факт, не подлежавший сомнению.
Однако один ученый все-таки выступил против: это был историк Античности, профессор того же Ленинградского университета Соломон Лурье. Внимательно вчитавшись в текст херсонесского декрета, Лурье, опираясь на лингвистические соображения, опроверг высказанное Жебелевым предположение о рабском статусе Савмака. Однако это уже было покушением на господствующую идеологию. Опубликовать свой доклад Соломон Лурье не смог, и вообще его судьба оказалась не очень счастливой. Во время «борьбы с космополитизмом» в 1949 году он был уволен из ЛГУ.
– А какова сегодняшняя оценка мятежа Савмака?
– Ни у кого из историков нет сомнений: речь не шла о восстании рабов. Сегодня принято считать, что это был мятеж, в котором участвовали представители самых разных социальных слоев. Были ли среди них рабы – доподлинно неизвестно...
С конца I века до нашей эры Боспорское царство вошло в сферу влияния Рима, который был заинтересован в его существовании как вассального государства. Историки дискутируют, стояли ли римские войска на Боспоре. По археологическим находкам известно абсолютно точно, что в Херсонесе – он короткое время входил в состав Боспорского царства – римские войска действительно были.
Под властью Рима в I и II веках нашей эры Боспорское царство переживало свой расцвет. От того времени сохранилось значительное количество надписей на камнях на греческом языке. Часть этих надписей – и это большая редкость! – датированы. Они весьма разнообразны: посвятительные, надгробные, почетные. Отдельную группу составляют манумиссии: так назывались свидетельства о предоставлении рабам свободы, а также и сам процесс их освобождения. Формулировки стандартные: в царствование такого-то царя отпускается на свободу такой-то раб.
Большая часть подобных церемоний происходила в синагогах. Местные иудейские общины выступали гарантом освобождения рабов, которые затем обязывались выполнять какие-то работы в пользу синагоги.
Чуть больше десяти лет назад во время раскопок в Керчи археологи сделали сенсационную, на мой взгляд, находку. Она осталась вне поля зрения библеистов и специалистов по иудаике, поскольку о ней сообщили лишь в местных исторических журналах. А на самом деле содержание надписи совершенно удивительное, поскольку оно рассказывает об очень интересном явлении.
Идеально сохранившееся завершение надписи свидетельствовало, что гарантом освобождения раба выступает община иудеев и боящихся Бога, как именовали язычников, которые были близки к иудейским общинам, но при этом формально веру не принимали. Переход в иудаизм означал бы для них полный разрыв с обществом, в котором они жили. Ведь в античную эпоху таких людей полностью исключали из социальной, культурной и культовой жизни. А быть «около синагоги» никому не возбранялось...
– Сколько же всего просуществовало Боспорское царство?
– Около тысячи лет. В III веке по этой территории страшным ураганом прошли кочевники-готы, подвергли ее разорению, но и сами осели в Боспоре, там появились готские поселения. От этого нашествия царство достаточно быстро оправилось, а вот прихода гуннов в IV веке оно пережить уже не смогло. Они сметали все на своем пути. Грабили, разрушали, убивали. Археологические исследования фиксируют следы массовых пожарищ.
Во второй половине V века и весь VI век Боспорское царство находилось под протекторатом одного из гуннских племен, но тогда к этой территории уже очень присматривалась Византия. И в конце концов Боспор оказался под ее властью. В христианской Византии античная классическая цивилизация растворилась в пространстве и во времени.
Письменная традиция сохранила до наших дней лишь неполную, отрывочную информацию по истории Боспора, поэтому, по сути дела, единственным источником ее пополнения служат археологические раскопки. Каждый новый артефакт – буквально на вес золота.
Невероятный источник и самый главный – это надписи на камнях, про которые я уже говорила. Греки очень любили выбивать в камне списки имен, и по ним мы можем понять этнический состав жителей Боспорского царства. Больше всего надписей – эпитафии, в том числе даже вычурные, изысканные, стихотворные. Очень часто – рельефные изображения людей. Маленькими фигурами изображались рабы, прислуга.
Самые интересные надписи еще с начала XIX века отправляли в Петербург, в результате чего была сформирована замечательная коллекция в Эрмитаже. Достойное собрание есть в Керченском музее. Кстати, он пострадал во время Крымской войны середины XIX века. Англичане на занятых ими территориях полуострова вели раскопки, а найденные артефакты отправляли в Британию. Вывезли они и некоторое количество надписей, хранившихся в музее, оправдывая свои действия тем, что спасают культурное наследие от войны и «варваров». Теперь эти предметы находятся в Британском музее и в музее Фитцвильм в Кембридже.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6833) от 23.12.2020 под заголовком «Царство на Боспоре».
Комментарии