Каток или бассейн? Как в конце XIX века конькобежцы провалились под лед в Петербурге

«Вчера, 28 января, по случаю воскресенья и прекрасной к тому же погоды «Еремеевский» каток уже с утра переполнился конькобежцами... В разгар веселого бега, в 12 часов утра, как раз на середине катка, против музыкантской будки, лед катка не выдержал, провалился, и вместе с ним очутились в воде целых 8 конькобежцев». Так об этом происшествии на следующий день рассказывал «Петербургский листок».

Каток или бассейн? Как в конце XIX века конькобежцы провалились под лед в Петербурге | Фото: Pixabay / BarbaraALane

Фото: Pixabay / BarbaraALane

Катки в северной столице устраивали не только на льду озер и прудов, как и теперь, но и на реках и каналах. Затраты были минимальные. Хозяева затейливо освещали и украшали свои ледовые площадки, по воскресеньям для привлечения публики на них играли духовые оркестры, а чтобы вокруг не собиралась толпа зевак, каток ограждали забором из парусины, натянутой на высоких столбах.

Одним из столичных купцов, промышлявших организацией ледовых развлечений, был Родион Еремеев. Он устраивал каток на льду Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) в районе Кокушкина моста, где протока делает излом. Промысел был выгоден. «Петербургский листок» отмечал, что «скученное в этом месте население доставляет этому катку достаточно обильный контингент любителей покататься на коньках», и местные жители под звуки веселой музыки любили выделывать на льду канала «вензеля», кружиться, «пускаться в перегонку, делать антраша и пируэты».

Именно этот каток в последний воскресный день января 1890 года и превратился в бассейн... Погода в том месяце подвела любителей зимних развлечений: газета отмечала, что «древнейшие петербуржские старожилы не запомнят такой поздней и мягкой зимы». Вот слабый лед «Еремеевского» катка и не выдержал.

Среди принявших холодную ванну были не только взрослые, но и дети, и «раздирающий крик последних вызвал ужас и чувство глубокого сострадания». Однако через мгновение стало понятно, что ситуация скорее комична, чем катастрофична: канал в этом месте был настолько мелок, что утонуть в нем даже при желании было немыслимо. Так что вскоре все провалившиеся самостоятельно выбрались на лед, помогая друг другу.

Дети тут же разбежались: «Мелкий народец, очутившись на суше, немедленно дал «стрекача». Вымокшие фигуры их вскоре исчезли из виду у зрителей». Взрослые же «купальщики», ушедшие в воду по колено, призвали полицию и занялись составлением протокола о происшествии.

После этого случая в прессе заговорили о безопасности на столичных катках. Вспоминали о прежних подобных казусах: где-то провалились под лед устроенные на катке снежные горы...

Самыми безопасными катками считались устроенные на льду прудов: там ведь нет течения. Опасно было кататься по льду Невы и Фонтанки: это широкие акватории, куда к тому же с окрестных улиц по ливневой канализации постоянно стекала теплая вода. И лишь один каток «Петербургский листок» признал «вполне безопасным» - на Обводном канале, напротив городской скотобойни. Его оборудовали на днищах барок.

«В силу этого, нам кажется, что было бы совершенно рационально обязать впредь всех содержателей катков строить свои катки не иначе, как на днищах барок», - предлагала газета и отмечала, что деревянное основание катка выгодно и содержателям катков. Ведь они могут раньше развернуть свой бизнес: «вода на днищах мерзнет скорее и при меньшем холоде, чем в самой реке или канале». И днищами барок город богат: их верхние конструкции разбирают на дрова, а «днища оставляются на произвол судьбы, потому что разборка их убыточна, и загромождают собой Неву и каналы».

Очевидно, призывы возымели действие: пример катка на Обводном взяли на вооружение. Во всяком случае авторы записок «Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х годов» Дмитрий Засосов и Владимир Пызин уверяли: «Катки на Фонтанке, около Аничкова моста, и на Мойке сооружались на днищах барок, иначе сточные воды могли нарушить прочность льда».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #коньки #зимние виды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6605) от 17.01.2020 под заголовком «Еремеевский провал».


Комментарии