Картины в миниатюре. Как Русский музей начал выпускать открытки

Мало кому известно, что коллекция Русского музея в 1920 – 1930-е годы претерпела серьезные изменения. Он получил в свое распоряжение произведения из императорских и частных собраний, государственных учреждений и церквей и в то же время передавал многие картины из своей дореволюционной коллекции в провинциальные художественные музеи. О том, что первоначально составляло коллекцию Русского музея, ныне можно судить не только по его каталогам, путеводителям или ежегодным отчетам, но и по столь непривычному источнику информации, как открытки. О них мы беседуем с коллекционером-филокартистом кандидатом искусствоведения Натальей МОЗОХИНОЙ.

Картины в миниатюре. Как Русский музей начал выпускать открытки |

– Наталья Александровна, что необычного было в том, что музей обратился к изданию открыток? Сегодня это обычная практика...

– Да, сейчас к этому все привыкли. Однако в начале ХХ века подобное было новинкой. Да и сами иллюстрированные открытки появились в империи только в конце XIX века, практически с Русским музеем, распахнувшим свои двери для публики в 1898 году. Но он был государственным учреждением, пойти на такой финансовый риск не мог.

Издатели могли себе это позволить, они обращались в музеи с просьбой предоставить им фотографии хранящихся произведений искусства для воспроизведения их на открытках либо сами получали возможность снимать картины на экспозиции. Но качество таких открыток по большей части было невысоким. Изображения могли подрезать под размер бланка открытки, они могли быть слишком темными или светлыми, плохо передавать детали...

Поэтому еще на первом заседании совета Русского музея было принято решение «фотографировать сейчас же каждую входящую... картину и вообще всякий предмет собрания». Однако первая открытка появилась лишь в 1910 году.

– Наверное, как в любом деле, долгое время не хватало человека увлеченного?

– Действительно, приход в мае 1909 года на должность хранителя художественного отдела энергичного художника Петра Ивановича Нерадовского позволил вновь обратиться к этой идее. Вскоре после его вступления в должность музей стал отказывать издателям, которые просили предоставить им для публикации снимки с произведений.

При Нерадовском было устроено специально оборудованное помещение (сейчас это зал № 1 на экспозиции древнерусского искусства), где можно было приобрести каталоги, гелиогравюры, фотографические снимки и открытки.

Открытка2.jpg

В первый выпуск музейных открыток, осуществленный в 1910 году, вошли 40 картин. Под № 1 была воспроизведена одна из «визитных карточек» собрания – «Девятый вал» Ивана Айвазовского. Под № 2 – репродукция полотна Федора Толстого, изображающего его семью в интерьере собственной квартиры – редкий пример стиля бидермайер в русской живописи. Под № 3 – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Впрочем, на открытках публиковались не только известные всем картины, но и полотна, незнакомые широкому зрителю...

Фактически Русский музей был единственным музеем страны, занимавшимся планомерной публикацией предметов своей коллекции на открытках. Это были не две-три серии с воспроизведением наиболее известных картин или скульптур, а методическая работа, призванная зафиксировать экспонаты и ознакомить с ними публику. И Императорский Эрмитаж, и Российский исторический музей, и Городская художественная галерея братьев Третьяковых, и другие старейшие хранилища страны занялись систематическим изданием открыток много позже.

Не у всех посетителей музея была возможность приобретать дорогие иллюстрированные каталоги, и вот тут им на помощь как раз и приходили открытки. Их выпускали в трех ценовых категориях. Самые дорогие – цветные, отпечатанные способом трехцветной фототипии в типографии Голике и Вильборг. Открытки из среднего ценового сегмента – одноцветные. Самые дешевые – фотооткрытки, печатавшиеся музейным фотографом в стенах музея на специальных бланках, заказывавшихся в компании «Кодак».

– То есть проект, безусловно, имел просветительский характер. А прибыль какая-то была?

– Да. В отчете музея сразу же появилась строка о доходе с продажи открытых писем. К концу 1910 года она составила 584 рубля. Из выпущенных 70 тысяч открыток на конец года были проданы почти 15 тысяч.

На заседании совета художественного отдела 22 сентября 1912 года Нерадовский сообщил «об успешной продаже фотографических открытых писем и о желательности увеличить производство этих писем». Всего за восемь предреволюционных лет музей выпустил около 550 репродукционных открыток.

Начавшаяся Первая мировая война затормозила развитие издательской деятельности музея. Да и сам главный вдохновитель издания открыток был призван в армию и служил в санитарном поезде. Если в первые два года войны открытки продолжали выходить в большом количестве, то в 1916 – 1917 годах было выпущено всего тридцать названий.

– А после революции?

– После того как в феврале 1917 года экспозицию художественного отдела закрыли, выпуск открыток прекратился. Его возобновили только в 1926 году, причем инициатором этого был, по всей видимости, тот же Нерадовский. За неполный год было издано 210 открыток.

Что же касается самого Петра Нерадовского, то его судьба сложилась очень непросто. В 1932 году он был арестован, обвинен в принадлежности к «шовинистической украинской организации», во время следующего ареста в 1933 году – в участии в «Российской национальной партии». В 1935 году он выслан в Тарусу, где в 1938 году был арестован вновь и отбывал срок в лагере под Каргополем.

В 1943 году Нерадовский был освобожден, но в Русский музей так и не вернулся. Он обосновался в Загорске (ныне Сергиев Посад) и работал там в музее-заповеднике, занимался реставрацией храмовых росписей...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Русский музей #искусство #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6786) от 16.10.2020 под заголовком «Открытки из музея».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».