Кафешантанные крокодилы. О разгульной столичной жизни в летний сезон

В летний сезон разгульная столичная жизнь сосредотачивалась в многочисленных кафешантанах, расположенных в ближайших предместьях. Мода на подобные заведения, то есть на кафе или ресторан с открытой сценой, пришла в Россию из Франции в конце XIX века.

Кафешантанные крокодилы. О разгульной столичной жизни в летний сезон | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В Петербурге подобных увеселительных заведений было немало, они носили яркие, броские названия – «Альказар», «Олимпия», «Помпей»... Вечерами они сияли иллюминацией, а на всех перекрестках были развешены афиши и портреты кафешантанных знаменитостей. Зрителей развлекали хоры русских песенников, балалаечников, куплетистов, цыганские ансамбли. Были даже цирковые номера с фокусниками, акробатами и дрессировщиками.

Специфический характер кафешантанам придавали шансонеточные певицы и эстрадные танцовщицы. Содержатели кафешантанов делали упор не на вокальные или танцевальные способности, а на умение артисток как можно дольше удерживать посетителей за столиками. У каждой артистки имелся пункт в договоре, согласно которому она начинала работу в семь-восемь часов вечера и не могла покидать заведение до окончания торговли. Условия просто невыносимые!..

Именно об этом говорилось в анонимном письме, полученном в 1896 году петербургским градоначальником Н. В. Клейгельсом. Ныне оно хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Автор послания призывал столичную полицию обратить внимание «на каторжную жизнь хористок в кафешантанных хорах, которая ведет к полнейшему обезличению женщин и кончается самым позорным и печальным образом».

Не отрицая, что в кафешантанных заведениях трудятся «много девушек, уже искусившихся опытом жизни», аноним отмечал, что среди артисток хватает и тех, кто «на скудное жалованье содержат больную мать и отца, малых братьев и сестер». Он призывал градоначальника приструнить содержателей хоров, которые «безусловно, наживаются за счет белых рабынь», не имевших возможности ни отдохнуть, ни перекусить во время представлений...

Письмо борца за справедливость возымело эффект: эксплуатация женского труда стала предметом обсуждения в управлении петербургского градоначальства и столичной полиции. Выяснились ужасные вещи: некоторые кафешантаны фактически превратились в дома терпимости. Нередко артистки принуждались «исполнять обязанности так называемых публичных женщин», присутствие которых в подобных заведениях было запрещено законодательством.

Однако все ограничилось лишь предложением петербургского градоначальника городской думе издать обязательное постановление о том, чтобы артисток и хористок в кафешантанах никто не смел принуждать к «сверхурочным работам».

К вопросу о положении женщин в кафешантанах полицейские власти вернулись весной 1898 года, когда столичному градоначальнику пожаловался прапорщик запаса конной артиллерии В. И. Золотарев. Он просил выдать своей невесте, 19-летней хористке театра «Новый Эрмитаж» Е. А. Ганьшиной, новый вид на жительство в Петербурге и требовал вернуть ее вещи, оставшиеся у бывшего ее хозяина Шевского. К делу добавилось заявление самой Ганьшиной о домогательствах со стороны Шевского.

В ходе разбирательства выяснилось, что саратовский мещанин А. Г. Бердичевский (сценическая кличка Шевский) вместе с рязанским мещанином В. С. Глазером организовали в Вильно труппу молодых артисток, с которыми в марте 1899 года прибыли в Петербург и поселились в меблированных комнатах на Песках. От артисток требовалось, чтобы они ловили «пьяненьких посетителей», любезничали с ними, старались, чтобы они больше пили и требовали дорогие вина. А для того, чтобы они еще более ревностно ухаживали за гостями, артисток не кормили, «рассчитывая, что голодная певица скорее будет льнуть к гостям и этим приносит пользу содержателям».

К вопросу о положении женщин в кафешантанах обратился и врачебно-полицейский комитет. В докладе петербургскому градоначальнику от 19 мая 1899 года приводился случай, произошедший с 17-летней крестьянской девицей Ярославской губернии Марией Вороновой. Круглая сирота, она поступила певицей в один из цыганских хоров. Там она была вынуждена не только развлекать посетителей, ходя между столами, но и заниматься проституцией. И это был не единственный случай: по данным комитета, не менее половины артисток таких хоров были заражены венерическими заболеваниями.

В конечном итоге петербургский градоначальник запретил артисткам и хористкам по окончании представлений носить декоративные костюмы. Правда, ситуация не очень изменилась. Перед Новым, 1899-м, годом певицы из сада «Аквариум» прислали жалобное письмо петербургскому градоначальнику: «Рабство уничтожено, все заботятся о сокращении рабочих часов, но нам нет пощады и мы как бы созданы для эксплоатации (Так в оригинале. – Ред.) директоров, содержателей и содержательниц капелл, хоров и пр.». Певицы уповали на то, что «все счастье наше в Вас и в секрете о нашем доносе и просьбе на этих прожорливых крокодилов и мегер».

Действительно, подобные действия антрепренеров подпадали под ст. 993 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (Благоприятствование разврату и порокам несовершеннолетних). Тем не менее кафешантанные нравы это не изменило...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#кафе и рестораны #история #гуляния

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Кафешантанные крокодилы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».