Исключен из списков флота. Как сгорел русский броненосец «Витязь»

«Первого июня в 2 часа дня на Галерном острове вспыхнул пожар, подобного которому не было сорок лет, — сообщал своим читателям журнал «Нива» в 1901 году. — Несколько десятков лет не было случая, чтобы на пожарных каланчах вывешивался белый флаг — сигнал, что созываются все пожарные силы столицы. Опасность грозила двум тысячам рабочих, работавших над постройкой новых броненосцев стоимостью 15 миллионов рублей, огромным деревянным эллингам, провиантским складам».

Исключен из списков флота. Как сгорел русский броненосец «Витязь» | ФОТО Википедии / Обгоревшая мастерская и обломки сгоревшего броненосца «Витязь» (1901 г.) . К. К. Булла авт. «Нивы» / Общественное достояние

ФОТО Википедии / Обгоревшая мастерская и обломки сгоревшего броненосца «Витязь» (1901 г.) . К. К. Булла авт. «Нивы» / Общественное достояние

Пожар возник в эллинге, где шло строительство броненосца «Витязь». Он должен был стать первым крейсером типа «Богатырь». Корабль был заложен 21 октября 1900 года, в начале мая 1901‑го был официально принят в состав флота и причислен к 18‑му флотскому экипажу, к июню корпус судна был готов уже на 10 %.

Пожар перечеркнул всю сделанную работу… Началось с того, что рабочие, придя с обеда, принялись раздувать переполненный коксом горн. Вдруг, по неизвестной причине, он провалился, и раскаленный кокс рассыпался по окружающим крейсер деревянным лесам. Как выяснилось позже, горн, в котором пылали угли для разогревания комплектов заклепок, своротили грузчики, когда несли тяжелый железный брус.

«Рабочие, на которых уже загорелось платье, бросились к выходам, ища спасения, но отступление было отрезано глубоким лоцманским проливом, — сообщалось в «Ниве». — Людям пришлось спасаться вплавь, сначала по Неве, потом по Фонтанке, где их подбирали катера».

«Над крышей деревянного эллинга, в котором шла сборка, поднимались огромные языки огня. От устья Невы дул сильный ветер и раздувал пламя, эллинг пылал», — вспоминал об этой истории кораблестроитель Владимир Костенко. В ту пору он был курсантом Морского инженерного училища императора Николая I и проходил на Галерном практику. Впоследствии он станет одним из организаторов судостроения в СССР.

По его словам, самым ужасным было то, что на внутреннем дне строившегося крейсера остался один молодой подручный, 19‑летний Степан Киселев. Во время возникшей паники рабочие бригады разбежались, и он остался запертым в стальной коробке. Сборщики, не сумевшие помочь своему товарищу, чувствуя свою вину, взяли на себя все расходы по его похоронам, отказавшись от предложенной администрацией денежной помощи.

«На место пожара было собрано 14 пожарных частей, 9 паровых машин, 2 пожарных парохода, 8 пароходов речной полиции. Все участвовавшие в тушении пожара стволы давали 4200 ведер воды в минуту», — сообщал столичный брандмейстер Владислав Рудницкий.

Как сообщалось в журнале «Нива», «Витязь» «превратился в 35 000‑пудовую массу стали, а готовые к спуску баржи — в пепел». 14 июня 1901 года броненосец был официально исключен из списков флота.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#пожар #история #пожарные

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «Исключен из списков флота».


Комментарии