ГОЭЛРО на «Ундервуде». Как пишущая машинка стала музейным экспонатом

Наверное, когда-нибудь экспонатами музеев станут компьютерные клавиатуры, к которым прикасались пальцы известных писателей, ученых, государственных деятелей. Пока ни в одной экспозиции подобных артефактов мне видеть не приходилось... Пишущая машинка – та же клавиатура, только, условно говоря, «первого поколения». На этой, марки «Ундервуд», из коллекции Музея политической истории России, ученый Глеб Кржижановский в 1920 году напечатал план ГОЭЛРО – государственной электрификации России.

ГОЭЛРО на «Ундервуде». Как пишущая машинка стала музейным экспонатом | ФОТО предоставлено Государственным музеем политической истории России

ФОТО предоставлено Государственным музеем политической истории России

Эта пишущая машинка стала музейным экспонатом в 1957 году. Своего рода посредником выступил Лев Подвойский – сын председателя Военно-революционного комитета Николая Подвойского. Он часто бывал в московской квартире Кржижановского, видел этот исторический предмет и предложил руководству Музея революции написать письмо Глебу Максимилиановичу с просьбой передать ему пишущую машинку. Тот согласился.

Директор музея Леонид Дубинин вспоминал, что Кржижановский встретил музейщиков очень приветливо, сообщил, что машинка в полной исправности, а потом пригласил на чай. В ходе беседы он рассказал о том, с какой быстротой создавался план электрификации.

В феврале 1920 года он, ученый-электротехник и активный деятель партии большевиков, по поручению Ленина возглавил комиссию, к работе в которой привлекли около двухсот ученых и инженеров. Видный российский электротехник Карл Круг предложил Кржижановскому включить какого-нибудь известного политэконома. На что получил ответ в духе времени: «У нас есть свой политэконом – Карл Маркс!».

Работа по составлению плана электрификации была завершена к октябрю 1920 года. Он был принят Совнаркомом, а затем утвержден VIII Всероссийским съездом Советов. Как отмечают историки, это был первый перспективный план развития экономики, принятый и осуществленный в России после революции. Причем он касался не одной энергетики, а всей экономики. 

В нем предусматривалось строительство не только электростанций, но и предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым. В числе них был заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана началось и освоение Кузнецкого угольного бассейна.

Справедливости ради: большевики не были первопроходцами. Они просто умело воспользовались наработками, сделанными еще до революции. С 1899-го по 1913 год состоялись семь всероссийских электротехнических съездов, а первый план электрификации России разработал в 1913 году немецкий профессор К. Клингенборг. Он предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций и теплоэлектроцентралей, а также перевод большей части промышленных предприятий с паровой тяги на электрическую.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#музей #экспонаты #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (6861) от 10.02.2021 под заголовком «ГОЭЛРО на «Ундервуде»».


Комментарии