Главная городская газета

Герой на все времена

  • 24.08.2016
  • Сергей Глезеров, Ирина Босенко
  • Рубрика Наследие
Свежие материалы Наследие

Сороковая высота

В карельских лесах у деревни Сяндеба в августе 1941-го погибли, защищая Ленинград, испанские добровольцы.

Читать полностью

Анархисты и власть капитала

«Миллионы пролетариев всего мира протестуют против казни. Сделаем все для спасения Сакко и Ванцетти! — написала «Ленинградская правда» девяносто лет назад, в августе 1927 года».

Читать полностью

Присоединение по принуждению

1917 год коренным образом изменил административное деление города.

Читать полностью

Дата «Заблуждения» Циолковского

У его проекта оказалось слишком много недоброжелателей.

Читать полностью

Топография революции

По словам инициатора и руководителя проекта доктора исторических наук Юлии Кантор, от рождения идеи до выхода книги «Вокруг Зимнего» прошло рекордно короткое время.

Читать полностью

Флотские дела Павла Петровича

Этой линейкой «Венский локоть» пользовался когда-то император Павел I.

Читать полностью
Реклама
Герой на все времена  | Своим полотном «Князь Александр Невский принимает папских легатов» (1876) художник Генрих Семирадский иллюстрировал один из исторических мифов. Он повествует о том, как Александр Ярославич отказался принять предложение личных посланников Папы Римского и п

Своим полотном «Князь Александр Невский принимает папских легатов» (1876) художник Генрих Семирадский иллюстрировал один из исторических мифов. Он повествует о том, как Александр Ярославич отказался принять предложение личных посланников Папы Римского и п

Князь Александр Невский – святой покровитель нашего города.  В одни времена упор делался на его военные подвиги – разгром шведов на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере, в другие – на искусство политика, умевшего твердо и жестко отстаивать национальные интересы... О том, какие метаморфозы претерпевал образ защитника земли Русской в отечественной памяти, мы беседуем с доцентом Санкт-Петербургского государственного госуниверситета доктором исторических наук Романом СОКОЛОВЫМ.

– Роман Александрович, начнем издалека – с даты рождения князя. Есть указ президента России о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения Александра Невского. Однако, насколько известно, эта дата до сих пор вызывает споры историков...

– Действительно, с датой рождения Александра все не так просто. В летописях ее нет. В XVIII веке историк Василий Татищев указал на 30 мая 1220 года, но эта дата источниками не подтверждена и странным образом совпадает с днем рождения Петра I, которого современники считали продолжателем дел Александра. Однако известно, что старший брат Александра – Федор, с которым они точно были очень близки по возрасту, родился в 6727 году от сотворения мира по мартовскому стилю (начало года отсчитывали с марта), и события, произошедшие с марта по декабрь того года, соответствуют 1219 году от Рождества Христова. А январь и февраль 6268 года относятся уже к следующему, 1220-му, году.

Выяснением точного года рождения Александра Невского занимался историк Владимир Кучкин. Он пришел к выводу, что свое имя первый Ярославич мог получить либо от св. Федора Стратилата, либо от св. Федора Тирона, а память обоих отмечается в феврале. Таким образом, получается, что старший брат Александра родился в феврале 6727 года, то есть в 1220 году по современному летосчислению. Вряд ли у Ярослава мог родиться еще один сын в том же году.

Продолжив изучение святцев, Кучкин предположил, что сам Александр мог получить свое имя в честь св. Александра Римского, чья память празднуется 13 мая по старому стилю. К такому же заключению пришел и историк Виктор Зиборов, проанализировав княжеские печати Александра. Потому датировка 1221 годом в большей степени обоснована, нежели 1220-м. А в этом году, стало быть, со дня рождения Александра Невского – 795 лет.

– Существуют две основные оценки личности Александра Невского: каноническая и «евразийская». Согласно первой, чтобы отразить удар с католического Запада, он пошел на вынужденный мир с Золотой Ордой, даже подчинялся ей. Согласно второй, его отношения с Ордой были сугубо дружескими. Лев Гумилев, как представитель евразийства, даже видел в Александре Невском «архитектора» русско-ордынского альянса...

– На мой взгляд, мы сегодня сами себе рисуем образ князя, погруженного в раздумья: какой же путь выбрать? Потомки вообще всегда склонны искать некий особенный, сокрытый смысл в поступках исторических деятелей. Думается, все было гораздо проще. Александр Ярославич как разумный политик решал насущные задачи, стоявшие перед ним, делал это успешно. И, учитывая условия, в которых он оказался, иногда чем-то жертвовал.

В результате им и был сделан выбор в пользу признания власти Орды и непримиримой борьбы с агрессией Запада. Но этот выбор определялся не путем каких-то субъективных предпочтений: мол, «не нравится» Европа – будем «дружить» с Востоком. Его определяла реальная политика, которую осуществляли в отношении Руси западные и восточные соседи. И те и другие стремились к завоеванию русских земель. Однако если первые стремились уничтожить и политическую, и культурно-религиозную идентичность покоренных «схизматиков» («раскольников») – адептов неподконтрольного Риму православия, то вторые – только политически подчинить себе русскую власть и обложить ее непомерной данью.

Этот выбор меньшего из зол был основан на политических реалиях того времени. Именно поэтому курс, взятый Александром Невским, оказался актуальным и для его преемников на многие десятилетия.

– Некоторые историки и публицисты утверждают, что у Александра Невского был своего рода антипод – его современник князь Даниил Романович Галицкий, правивший на юге Руси. В противостоянии с монголо-татарами он в отличие от Александра Невского рассчитывал на западных союзников...

– ...и даже согласился принять от Папы Римского в 1253 году королевский титул, став королем Руси. Только этот титул вовсе не означает, что под руку Даниила были отданы все русские земли. По понятиям географии того времени, «Русская земля» – это только южная Русь.

Должен подчеркнуть, что неправильно жестко противопоставлять этих двух князей. Хотя бы потому, что Александр Невский вовсе не был этаким непримиримым «антизападником». Он стремился активно развивать отношения в том числе и с католическими странами. Существовал даже проект брачного союза его сына и дочери норвежского короля.

Точно так же и Даниил Галицкий не был последовательным ненавистником Орды. Еще прежде своей коронации он успел посетить ханскую ставку и принять властные прерогативы от монгольского властителя. Что касается его попытки опереться на помощь Запада в борьбе против монголо-татар, то она оказалась неудачной, поскольку действенной поддержки со стороны римского понтифика не последовало.

В результате, если на северо-востоке и северо-западе Русь осталась Русью – это не изменяли ни усобицы, ни данническая зависимость, ни случавшиеся периодически весьма разорительные набеги, то южная Русь от действий Даниила Галицкого по прошествии времени потеряла свою «русскость». Она оказалась втянута в орбиту влияния сначала Литвы, а затем и Речи Посполитой, став частью другой страны, что в свою очередь во многом, к сожалению, определяет политическую ситуацию вплоть до наших дней...

– Как формировался образ Александра Невского в исторической памяти?

– Александр Ярославич практически сразу после кончины получил статус местночтимого святого во Владимире, то есть фактически на месте своего погребения. При этом уже тогда в памяти современников особенное значение уделялось его военным подвигам. В 1380 году, после победы на Куликовом поле, которая связывалась в том числе с заступничеством князя, его почитание вышло на уровень епархии. Но все же он не особенно выделялся среди других русских святых.

Существенные перемены произошли в правление Ивана Грозного, принявшего в 1547 году царский титул и собиравшего для утверждения легитимности данные о своих предшественниках. Именно при этом государе почитание князя как святого вышло на общерусский уровень (решение собора 1547 г.).

Следующий важный этап – правление Петра и его ближайших преемников. Культ князя стал приобретать более светские черты. Пышно, с истинно петровским размахом проводились празднества в его честь, звучали проповеди церковных иерархов, среди которых особенно выделялся Феофан Прокопович... Наконец, учреждение в 1725 году Екатериной I ордена Александра Невского – все это дань Новому времени, в которое вступила Россия.

Однако немалое значение по-прежнему сохраняла и церковная форма почитания князя. Потому перенесение в 1723 – 1724 годах его мощей в Петербург, новую столицу России, из Владимира было обставлено строго в соответствии с давней традицией. Хотя и сопровождалось торжествами, свойственными вновь созданному «регулярному» государству: с участием армии, флота, двора, иностранных посланников и пышным банкетом.

Кстати, заключительный акт этого перенесения был специально приурочен к годовщине заключения Ништадтского мира, победоносно увенчавшего Северную войну 1700 – 1721 годов, и дал начало новой дате празднования святого – 30 августа. Именно в этот день в 1724 году мощи были доставлены в Александро-Невский монастырь. Синод утвердил новый иконописный канон, предписав впредь изображать святого лишь в великокняжеских одеждах, а не в схиме, как было принято раньше.

В последующие двести лет культ князя оказался прочно встроен в систему государственной идеологии, а это означало прочную связь с домом Романовых. Достаточно напомнить, что в течение XIX века трое из шести императоров носили то же имя, что и святой князь. Но и в народе он был почитаемым святым: у его икон молились, о нем складывались легенды и предания.

– Удивительно, но он оставался национальным героем и в советское время...

– Не сразу. Более того, первые полтора десятилетия советской власти национальные герои были вообще «не в чести». Тогда, как известно, власть предержащие связывали свои надежды с близкой мировой революцией, со всемирным интернационалом, а это практически обесценивало исторический пример тех, кто боролся за создание государства, совсем недавно разрушенного «до основания».

В первой половине 1930-х годов произошли существенные перемены в официальной идеологической трактовке истории России. От постулата мировой революции власть окончательно отказалась, а строительство социализма в отдельной стране означало если не любовь, то как минимум внимательное отношение к прошлому этой самой страны. Потому в исторической науке в небытие ушла печально известная «школа Покровского», во главу угла ставившая отказ от патриотических идеалов, а в университетах в 1934 году восстановили историческое образование.

Правда, с Александром Невским были нюансы. Дело в том, что он по определению принадлежал к «чуждому» классу эксплуататоров и, что было особенно «неудобно», являлся почитаемым святым.

Как ни странно, помогла начатая во второй половине 1930-х годов публикация «Хронологических выписок» Карла Маркса, представлявших собой конспект по всемирной истории. Там были кратко упомянуты победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, а немецким рыцарям даны крайне нелестные характеристики («крестоносная сволочь», «прохвосты» и, наконец, «псы-рыцари»).

Нужно ли говорить, что эти «эпитеты» в условиях противостояния СССР и Германии, в которой набирал силу нацизм, подхватила советская печать? С 1937 года стали выходить посвященные Александру Ярославичу отдельные брошюры и статьи, и практически в каждой из них тиражировались слова Карла Маркса. Кстати, термин «псы-рыцари» оказался столь ярким, что его часто повторяют и сейчас, не упоминая (или не зная) об изначальном авторстве.

– Огромное влияние на возвращение образа князя в общественное сознание имел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»...

– Действительно, вышедший на экраны страны в 1938 году, он на десятилетия вперед предопределил отношение к личности древнерусского князя, которого даже внешне теперь представляли исключительно в образе, созданном гениальным ленинградским актером Николаем Черкасовым. Разумеется, на процесс кинопроизводства вообще и на творчество Эйзенштейна в частности влияли и политика, и международная обстановка.

Сценарий был написан Петром Андреевичем Павленко – писателем идеологически проверенным. Среди его произведений особенно примечателен футурологический роман «На Востоке», где описывалась победа Советского Союза над Японией в грядущей гипотетической войне. Впрочем, и сам Эйзенштейн старался сделать так, чтобы рыцари выглядели предшественниками фашистов.

Конечно, если бы кинофильм вышел после заключения в августе 1939 года пакта Молотова – Риббентропа, ему бы просто не дали «прогреметь». Отмечу попутно: широко распространено заблуждение, будто фильм был запрещен после заключения этого договора. Ничего подобного! Судя по данным газетной рекламы, ленту показывали в разных городах СССР и в сентябре, и в октябре, и в ноябре 1939 года...

Конечно же, с новой силой образ Александра Невского заиграл после начала Великой Отечественной войны. Тогда обращение к национальным героям прошлого вдохновляло на борьбу с врагом. Александра Невского вместе с Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым упомянул в своей речи во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года Сталин, а в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, причем для изображения профиля князя был выбран образ, созданный Черкасовым.

– Александр Невский – один из немногих, кто изначально оказался востребованным в новой «постсоветской» России. Как вы считаете, почему?

– На мой взгляд, здесь все просто. Представители всех политических лагерей, ожесточенно споря по многим вопросам, сходятся в плюсовой оценке образа Александра Невского. Для либералов важно, что его деятельность не связана со столь нелюбимым ими советским государством. Напротив, для коммунистов он не только выдающийся политик Древней Руси, но и один (правда, далеко не главный) символ как раз советской эпохи.

Для тех, кто во главу угла ставит значимость мощи России и ее государственности, важно, что обращение к историческому опыту Александра Невского происходило в особенно значимые, переломные эпохи. Такие, как рождение Российской империи или Великая Отечественная война.

Для православных он – святой. Исповедующие ислам могут видеть в нем человека, который выстраивал отношения с Востоком (среди Чингизидов уже в то время было немало мусульман).

В результате и получается своего рода совпадение интересов. Правда, и в наши дни иногда предпринимаются попытки «пересмотреть» образ Александра Невского, поискать в его биографии «неудобные» факты. Таковые, разумеется, как и у всякого политического деятеля, были, но они точно не отменят главного – его восприятия в обществе.

А оно, как показал в 2008 году всероссийский проект «Имя России», положительное: по результатам народного голосования Александр Невский занял первое место.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook