Фрагмент с церковными куполами. История росписи в кабинете Николая Симонова

В молодости одним из моих кумиров был великий актер Николай Константинович Симонов. Он начал сниматься еще в немом кино, прошел замечательный творческий путь, создал множество запомнившихся ролей на киноэкране и театральных подмостках, на телевидении и на радио, был удостоен высших наград и званий.

Фрагмент с церковными куполами. История росписи в кабинете Николая Симонова | Николай Симонов / Фото: Public Domain

Николай Симонов / Фото: Public Domain

Мне нравилось в нем все: стать, голос, манера игры, даже то, как он как-то по-особенному поворачивал кисти рук. Несомненно, в великой когорте актеров Театра драмы им. Пушкина того времени, а их было немало, Симонов был одним из первых...

Между прочим, поначалу Николай Симонов хотел стать художником и в 1921 году поступил в Академию художеств на факультет живописи. Но в дальнейшем, недоучившись, предпочел театр. Однако любовь к живописи не покидала его никогда, и кисти с мольбертом всегда были рядом.

Уже после того, как в апреле 1973 года он ушел из жизни, мне на глаза попалась заметка в «Ленинградской правде», озаглавленная «Напоминая об артисте...». В ней рассказывалось о том, что родственники Симонова передали в Театральный музей железные кожухи от двух круглых печек, расписанных актером. Я поспешил в музей. Рассматривая артефакты, подумал: квартира Николая Константиновича отапливалась, естественно, не печами, а батареями, но зачем же было их разбирать? Что-то тут не то...

Прошло еще некоторое время, и 12 февраля 1974 года «Ленправда» сообщила о готовящейся установке мемориальной доски на доме № 11 по улице Фурманова (теперь снова Гагаринской), где жил актер. Захотелось посетить этот дом, что я с товарищем и сделал в самом начале марта того года. Оказалось, что здание расселили (наверное, поэтому и печки разобрали!) и поставили на капитальный ремонт. Оно было огорожено забором, но никакой охраны не наблюдалось.

Появилось жгучее желание увидеть квартиру, в которой жил кумир. Мы зашли в дом, в нем царил хаос, практически все двери были распахнуты настежь, полы разобраны. Но на каком этаже жил Николай Симонов, какой номер его квартиры? Нам это было неизвестно... Заглянули в первую из предполагаемых... Обходя комнаты с уже снятыми полами, разобранными печами, ободранными стенами, зашли в дальнюю, с окнами на улицу Фурманова –  и застыли пораженные.

Все стены были расписаны. Церкви, природа, древнерусские образы... Учитывая, что к этим сюжетам Николай Симонов был особенно неравнодушен, а «почерк» был точно такой же, как и на расписанных кожухах от печек, стало ясно, что мы оказались в бывшем кабинете актера, где он проводил немало времени, обдумывая роли, принимал знакомых и просто отдыхал с кистями и мольбертом.

Было очевидным, что в ходе капремонта все это художественное богатство обречено на уничтожение. Но раз все спасти нельзя –  значит надо оставить хоть что-то. Будучи страстным фотолюбителем, я взял камеру и сделал изображения картин. Но очень хотелось оставить себе на память хотя бы фрагмент росписи. А как? Из острых предметов с собой была только пилка для ногтей. Ею и пришлось воспользоваться. Выбрав подходящий фрагмент, с церковными главками, я аккуратно вырезал его со стены...

Вернувшись домой, я стал изучать вырезанный фрагмент росписи. Оказывается, кабинет Николая Константиновича был обклеен не обоями, а плакатами, причем рисунками к стене, а белой стороной наружу. А затем шла авторская роспись. Я осторожно отмочил ее, сняв слои плакатов. Потом поставил в рамку, и теперь уже много лет в моем кабинете портрет великого актера висит рядом с его художественным произведением.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#искусство #живопись #история #актеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6986) от 12.08.2021 под заголовком «Фрагмент с церковными куполами».


Комментарии