Фортеция на Дворцовой. Как в Петербурге устанавливали Александровскую колонну

Эта акварель Григория Григорьевича Гагарина, созданная зимой 1832/33 годов, запечатлела странное сооружение посреди Дворцовой площади. В центре - окруженная лесами Александровская колонна, уже установленная на пьедестал. А вокруг него - кирпичная постройка с мощными стенами и высокими стрельчатыми окнами, напоминающая фортификационное сооружение. Причем рабочие методично разбирают стены, растут горы битого кирпича, припорошенные снегом...

Фортеция на Дворцовой. Как в Петербурге устанавливали Александровскую колонну | Зимний дворец, изображенный на заднем плане акварели, окрашен в светлые охристые тона. Вариации такого цвета стен сохранялись до конца правления Александра II, затем дворец становился все темнее и к началу ХХ века стал темно-красным. Из коллекции Государс

Зимний дворец, изображенный на заднем плане акварели, окрашен в светлые охристые тона. Вариации такого цвета стен сохранялись до конца правления Александра II, затем дворец становился все темнее и к началу ХХ века стал темно-красным. Из коллекции Государс

Для чего же потребовалось это циклопическое здание, которое мы также можем видеть и на созданных Огюстом Монферраном чертежах?

Чтобы водрузить 600-тонный монолит на пьедестал с ювелирной точностью, в последний момент его было необходимо поднять с помощью канатов и некоторое время держать в подвешенном состоянии - пока утихнут колебания, и лишь затем осторожно опустить. Очевидно, основательные кирпичные стены, на которые опиралась рабочая платформа и балки внутренних строительных лесов, должны были гарантировать, что конструкция устоит. Расчет оказался верным.

Колонну подняли 30 августа 1832 года, а вот завершающие работы заняли еще два года. Сначала каменные блоки, необходимые для пьедестала фигуры ангела, задержались в пути из-за бури, а затем по причине замерзания Невы. Обеспокоенный архитектор докладывал: «если два гранитных камня, требующиеся на окончание верхней части колонны, не будут доставлены прежде прекращения навигации, то окончание монумента... запоздает целым годом».

Затем выбирали, сколько ангелов установить - одного или двоих, но решили, что группа крылатых фигур «не может иметь виду ни с какой стороны, в особенности с задней, где четыре крыла очень неприятны для глаз». Решив, что ангел будет один, долго не могли определить, в какую сторону скульптура будет обращена, и в конце мая 1834 года Николай I принял решение: «поставить лицом к Зимнему дворцу».

Открытие монумента состоялось 30 августа 1834 года в присутствии императора и многочисленной публики. Николай I, восхищенный величественным памятником императору Александру I, обратился к архитектору по-французски со словами: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#памятники архитектуры #история #достопримечательности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (6610) от 24.01.2020 под заголовком «Фортеция на Дворцовой».


Комментарии