Фантазия в китайском стиле. Как Крестовый мост завис в воздухе

Это удивительное сооружение в царскосельском Александровском парке, кажется, зависло в воздухе. На самом деле Крестовый мост, увенчанный изящной беседкой в китайском стиле, крепко стоит на четырех опорах, хотя давно перестал быть мостом как таковым. Скорее, это такая же причудливая декоративная парковая «игрушка», как находящиеся недалеко от него павильоны «Большой каприз» или «Китайская скрипучая беседка».

Фантазия в китайском стиле. Как Крестовый мост завис в воздухе | Автор литографии, изображающей царскосельский Крестовый мост с китайской беседкой, — швейцарский художник Иоганн Якоб Мейер, выполнивший в 40‑х годах XIX века несколько десятков изображений столичных царских пригородов./Репродукция. ФОТО автора

Автор литографии, изображающей царскосельский Крестовый мост с китайской беседкой, — швейцарский художник Иоганн Якоб Мейер, выполнивший в 40‑х годах XIX века несколько десятков изображений столичных царских пригородов./Репродукция. ФОТО автора

В мае 1776 года Екатерина II отдала распоряжение построить висячую, или крестовую, Китайскую беседку, «дабы с Большой дороги, не переходя чрез большой против средины дворца мост, быть по произволению в куртинах Нового сада». Проще говоря, чтобы была возможность спокойно пройти от Екатерининского дворца в сторону ровно подстриженных куртин Нового сада и Китайской деревни.

Сейчас такому проходу мешает ограждение Александровского парка, в которое упираются две опоры моста. Да и подняться на мост из парка теперь невозможно: вход на лестницу закрыт…

То, что беседка именно китайская, — дань времени. Мода на «китайщину» пришла в Россию в конце XVIII столетия, и Екатерина II проявила к ней благосклонный интерес. Не случайно тогда в этой же части парка были сооружены два нарядных Китайских моста, Драконов мост, Большой Китайский мост с четырьмя экзотическими фигурами китайцев. И не только мосты: выстроенные рядом целая Китайская деревня и Китайский театр придали северному ландшафту совершенно неожиданные черты.

На самом деле главной особенностью Крестового моста стала его конструкция. Четыре опоры представляют собой как бы перекинутые друг через друга два мос­тика. В плане они образуют крест — ­отсюда и название моста. По каж­дой опоре наверх к беседке ведет гранитная лестница из 23 ступенек.

Эти опоры были сложены из кирпича таким образом, чтобы, несмот­ря на их видимую легкость, могли выдержать нагрузку, которую создавала сама беседка и находящиеся наверху люди. Под верхней площадкой над водой свисала «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это декоративное украшение. А расположенная на мосту беседка была облицована темно-вишневым, желтым и голубым глазурованным кирпичом, изготовленным на фабрике Конради в Красном Селе.

Это прекрасное сооружение, мас­терски исполненное в 1776 – 1779 годах архитекторами Василием Ивановичем Нееловым и его сыном Ильей Васильевичем, стало гордостью и своеобразной визитной карточкой дворцово-паркового ансамбля Царского Села. Хотя проект, как отмечают исследователи, не был эксклюзивным: его позаимствовали из популярного в ту пору альбома английских зодчих В. и Д. Халфпенни «Сельская архитектура в китайском вкусе»…

И только одно обстоятельство смущает, когда любуешься этим памятником. В 1977 году исторический Крестовый мост был пол­ностью разобран по причине ветхости своих опор, а затем возведен заново, но уже по строительным технологиям XX века. Вместо несущих опор, сложенных из кирпича, была сделана опалубка и залит бетон. На этих бетонных «лапах» выложили кладку из красного кирпича. А на верхней площадке возвели новую беседку. Ее облицевали глазурованной плиткой — имитацией декоративной кирпичной отделки.

Увы, сегодня, спустя почти полвека, видно, как постепенно теряет свою привлекательность, ветшает и этот новодел: окраска бетонных опор и внешний слой кирпичной кладки все больше осыпаются.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#Александровский парк #мост #беседа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7266) от 30.09.2022 под заголовком «Фантазия в китайском стиле».


Комментарии