«Его имя носит теплоход». Как сложилась судьба Рудольфа Лесова
На фотографии середины 1930-х годов бригада корпусного цеха обсуждает план ремонта теплохода, название которого — «Кузнец Лесов» — отчетливо читается на борту. Казалось бы, что тут особенного? Удивительно то, что крайний справа — тот самый Рудольф Лесов, в честь которого назван корабль.
Рабочий Рудольф Лесов (крайний справа) в своих воспоминаниях написал о себе: «Я не привык держать в руках перо, я привык работать только молотом и клещами». / Репродукция. ФОТО автора
Как это произошло? В 1933 году состоялся Всесоюзный конкурс судоремонтных заводов, по условиям которого коллектив-победитель получал Красное Знамя и право назвать теплоход, предназначенный для заграничного плавания, именем лучшего ударника. Первое место в конкурсе из 43 предприятий занял Канонерский судоремонтный завод. По мнению рабочих, лучше всех трудился кузнец Лесов. Поэтому построенный в Ленинграде теплоход так и назвали — «Кузнец Лесов». Впервые в мировой практике новому судну присвоили имя рабочего.
Рудольф Яковлевич Лесов (настоящая его фамилия Леэс) родился в 1880 году в Эстляндской губернии в семье батрака. Окончил только три класса школы, с одиннадцати лет ему пришлось пасти стадо у барона Майделя. В 25-летнем возрасте Рудольф уехал в Ревель, где устроился рабочим на фанерную фабрику, в том же году вступил в Социал-демократическую партию.
В начале Первой мировой войны он перешел работать на завод «Двигатель». Участвовал в забастовке. Когда пришло известие об отречении царя, вместе с другими рабочими освобождал из тюрем заключенных. По призыву революционера Виктора Кингисеппа записался в ряды Красной гвардии, принимал участие в национализации мыз. В 1920 году был арестован эстонскими властями и отдан под суд.
Сам Лесов вспоминал, что обвинительный акт звучал следующим образом: «Вышеприведенные лица обвиняются в принятии участия в большевистском коммунистическом тайном обществе, которое с ведома участников поставило себе целью поднять открытое восстание против Эстонской республики и ее правительства». Лесова приговорили к десяти годам каторги, но в тюрьме он провел чуть больше полутора лет.
В 1921 году Советская Россия произвела с Эстонией обмен политзаключенными, и Лесов оказался на свободе, но только уже по другую сторону границы. Как отмечал он сам, «нас, обмененных, было всего 41 человек. Советское правительство отдавало за нас 75 белых».
В Советской России Лесов, по его собственным словам, «получил путевку на работу в Ленинградский торговый порт». Затем его перевели кузнецом в Канонерские мастерские. Писатель и журналист Макс Поляновский так описывал Лесова: «Суровый внешне, с плотно сжатыми губами, он мчится угловатыми мальчишескими прыжками от молота к наковальне, от горна к водопроводу, то раскаляя, то охлаждая металл. Опытный кузнец прекрасно подчиняет сталь, медь и железо своему мастерству: детали, выпускаемые Лесовым, как правило, служат безупречно».
Кузнец не только добросовестно трудился, но и в течение всей жизни старался учиться. В 1927 году — в школе повышения квалификации на Канонерском судоремонтном заводе, в 1931 году — в вечерней школе, открытой Эстонским домом просвещения, а несколько позже — еще и в политшколе.
«Равняйтесь на лучшего производственника и энтузиаста в партийной работе — большевика-подпольщика — товарища Лесова» — такой транспарант встречал рабочих Канонерского завода после победы в соревнованиях…
Что же касается теплохода «Кузнец Лесов», то свой первый рейс он должен был совершить в Голландию. Предполагали отправить на нем и самого Лесова. Но тот отказался. Мол, на теплоходе ему нет занятия, а быть без дела он не привык. Кроме того, в заводской кузнице без него может возникнуть простой.
В 1933 году вышла книга Макса Поляновского «Кузнец Лесов. Его имя носит теплоход». В ней был раздел, написанный самим Лесовым, — «Мой путь».
«Не то важно, что в Советском Союзе один пароход будет носить имя Лесова, — отмечал Рудольф Яковлевич. — Лесов ничего особенного не сделал. Он лишь честно выполнял свою работу. Все то, чем теперь отмечается работа Лесова, — великое дело, и я мало чем все это заслужил. Значение имеет тот факт, что пароход назван именем одного из рядовых большой армии рабочего класса».
В начале 1938 года Рудольф Лесов заболел. Врачи определили у него тромбофлебит. С этого времени он оставил кузницу, работал в инструментальной мастерской (ремонтировал, чинил, выдавал инструмент), потом вышел на пенсию. Болезнь сломила его быстро, за полгода. Он скончался 28 июня 1938 года и был похоронен на Громовском кладбище. Рабочие Канонерского завода установили на его могиле надгробие из корабельной стали.
А судьба теплохода «Кузнец Лесов» оказалась героической. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в легендарных арктических конвоях. В ноябре 1942 года судно под командованием капитана Владимира Цибулькина вышло в составе конвоя из Архангельска, но во время шторма 23 ноября было торпедировано и потоплено германской подводной лодкой в Гренландском море. Весь экипаж погиб.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7117) от 25.02.2022 под заголовком «Кузнец Лесов. Человек и теплоход».
Комментарии