Два против тринадцати. Как советские дозорные корабли одолели врага

Когда 23 мая 1943 года сторожевые катера — морские охотники МО-303 и МО-207 — вышли в дозор к юго-западу от мыса Сейвесте (Стирсудден), ничто не предвещало опасности. На Финском заливе был полный штиль, светило солнце. Экипажами командовали лейтенант В. Титяков и старший лейтенант Н. Каплунов, а всем звеном — старший лейтенант И. Чернышев, находившийся на МО-303.

Два против тринадцати. Как советские дозорные корабли одолели врага | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Построенные в Ленинграде сторожевики с крепкими трехслойными деревянными корпусами имели максимальную скорость 25 – 26 узлов, которая по тем временам считалась весьма высокой. Они уже приближались к району патрулирования, когда радисты приняли сообщение о переходе из Кронштадта на остров Лавенсаари двух наших подводных лодок, а в обратном направлении большого конвоя.

В 23.43 сигнальщики заметили силуэты кораблей. Это оказались вражеские катера! Прозвучали сигналы боевой тревоги. В эфир ушли радиограммы командованию и кораблям в море. А Чернышев в это время уже излагал план боя: «Мы находимся на темной час­ти горизонта и, значит, можем внезапно атаковать противника, нарушив его строй, а затем огнем уничтожить флагман. Это даст нам возможность захватить инициативу и хотя бы временно дез­ориентировать врага».

Стараясь не выдавать себя раньше времени, катера начали сближение. В этот момент сигнальщик 303‑го доложил, что гитлеровцы идут попарно, в двухкильватерном строю.

Головной дает опознавательные, — встревоженно заметил он.

Ответить тем же сочетанием, — приказал Чернышев, стремясь ввести противника в заблуждение. Когда дистанция сократилась до полутора кабельтовых (185,2 метра), одновременный огонь семи орудий морских охотников вывел из строя флагманский катер противника.

Завязался бой, на сторожевиках появились раненые. Чернышев попытался расположить свои катера между противником и фарватером, но наперерез вышли пять вражеских. Однако наши моряки не растерялись и устремились им навстречу: МО-303 сосредоточил огонь на головном, а 207‑й —на третьем. Успешно закончив атаку, Чернышев устремился к другому вражескому катеру, сообщив ведомому: «Иду на таран!».

Точные выстрелы артиллерис­тов опередили намерение командира, снаряды попали в бензобак, и в воздух поднялся водяной смерч. Но враг получил подкреп­ление и, разбившись на две группы, бросился в лобовую контр­атаку. 303‑й открыл огонь по левой группе, 207‑й — по правой. И тут фашисты не выдержали — скрылись за дымовой завесой, вызвав огонь своих береговых батарей.

Через некоторое время радист доложил: «К нам на помощь идут дозорные корабли!». МО-207 ушел с ранеными в Кронштадт, а 303‑й продолжал нести службу.

25 мая 1943 года сводка Сов­информбюро сообщила: в Финском заливе два дозорных кораб­ля вели бой с тринадцатью фашист­скими катерами. Два из них потопили, третий сильно повредили. Командование оценило героизм моряков Балтики — трое были награждены орденом Красного Знамени, девять — Красной Звезды, остальные медалями. Командир И. П. Чернышев первым из моряков удостоился только что учрежденного ордена Александра Нев­ского.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Великая Отечественная война #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7155) от 21.04.2022 под заголовком «Два против тринадцати».


Комментарии