Два миллиона рублей от агентов. Операции против Абвера «Монастырь» и «Курьеры»

В течение трех лет советские чекисты вели с немецкой военной разведкой Абвер радиоигру «Монастырь-Курьеры». Операция началась с внедрения в разработку Абвера советского разведчика высшей категории Александра Демьянова, уже имевшего контакты с немецкими агентами. Чекист получил псевдоним – «Гейне». В ходе операции, к декабрю 1944 года, были арестованы 23 немецких агента-курьера и их пособников, прибывших с крупными суммами советских денег, в общей сложности более 2 миллионов рублей.

Два миллиона рублей от агентов. Операции против Абвера «Монастырь» и «Курьеры» | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Руководил операцией генерал-лейтенант Павел Судоплатов, позднее он возглавил 4-е управление НКВД. Главной идеей было убедить немцев, что в Москве действует подпольная антисоветская организация монархического толка, которая готова сотрудничать с Абвером. В 1941 году чекисты такую организацию «создали» и дали ей название «Престол». А сама операция получила название «Монастырь»

Главным исполнителем операции стал разведчик высшей категории Александр Демьянов, работавший под псевдонимом Гейне. Еще до начала войны Гейне по заданию органов государственной безопасности «стал своим» среди московского бомонда. В этой среде работала и разведка фашисткой Германии, вербовавшая себе агентов. В ее поле зрения попал и Демьянов. Весной 1941 года сотрудник Абвера, работавший под прикрытием торгового представительства Германии в Москве, «вышел» на Александра. Важное значение для проявления интереса немецкой разведки к Александру имело дворянское происхождение Демьянова. Контакт состоялся, однако война оборвала наметившиеся связи.

В конце 1941 года в управлении Судоплатова решили, что настало время для восстановления отношения Демьянова с германской разведкой. Для внедрения в игру Демьянов перешел линию фронта, добровольно сдался немцам. Перебежчик заявил, что является представителем монархической подпольной антисоветской организации «Престол», которая хотела бы помогать немецкому командованию. Демьянова тщательно проверяли, допрашивали и даже имитировали его расстрел. В конце концов, ему все же поверили и направили в школу Абвера..

В марте 1942 года немцы сбросили Гейне на парашюте в Ярославскую область, откуда он прямым ходом отправился к своим коллегам – чекистам в Москву. Спустя две недели агент совершил первый сеанс радиосвязи с немецкой разведкой. Так началась одна из самых успешных радиоигр советской внешней разведки с Абвером, ей дали название «Монастырь».

Дезинформация фашистам стала передаваться регулярно, тексты радиограмм для Гейне готовили опытные сотрудники НКВД. Доверие немцев к агенту, передававшим «важную информацию», с каждым сеансом связи росло. Так, например, немцы поверили сообщениям Гейне о подготовке советскими войсками удара под Ржевом и на Северном Кавказе. Фашисты перебросили туда дополнительные резервы, ослабив другие участки фронта. Начатое под Ржевом небольшое наступление немцы отбили. Однако 19 ноября 1942 года советские войска неожиданно начали стратегическое наступление под Сталинградом, которое завершилось разгромом 300-тысячной армии фельдмаршала Паулюса.

Группа Демьянова, как это казалось гитлеровской разведке, быстро укрепляла свои позиции, а объем поступающей от нее разведывательной информации, на самом деле подготовленной в ведомстве Судоплатова, нарастал. В конце 1942 года фашистское командование наградило Демьянова немецким Железным крестом.

Чтобы еще более усилить эффективность действий группы Демьянова, в Берлине приняли решение направить в помощь группе курьеров — «Станкова» и «Шалова». Их приняли на легендированной квартире сотрудники 4-го управления. Агентов Абвера не стали арестовывать, на время оставили на свободе, чтобы не «засветить» Демьянова и проследить другие возможные, помимо Гейне, конспиративные явки гитлеровской разведки. После того, как все опасения были сняты, «Станкова» и «Шалова» задержали, а затем перевербовали и включили в радиоигру. С этого момента операция получила новое кодовое название «Курьеры».


Фото: Public Domain

«Успешная» легализация курьеров и последующая их «результативная работа» укрепили веру руководства Абвера в надежности Демьянова и созданной им разведывательной сети. В течение 1942–1943 годов гитлеровская разведка с завидным постоянством продолжала посылать к нему своих агентов, деньги и радиостанции.

Конечным итогом радиоигр «Монастырь» и «Курьеры» стал арест нескольких десятков гитлеровских агентов. По наводке советских чекистов немцы совершили на нашу территорию 87 самолетовылетов тяжелой транспортной и бомбардировочной авиации. Эти самолеты сбросили 40 агентов, все они были арестованы, часть перевербованы. В их числе оказались и 8 кадровых работников германской разведки. Кроме этого, агенты привезли с собой более двух миллионов советских рублей. Также немцы сбросили 650 мест груза, включая несколько радиостанций, оружие и тонны продуктов.

Радиоигры «Монастырь» и «Курьеры» носили стратегический характер и стали классикой действий советской разведки. Они продолжались практически до окончания Великой Отечественной войны.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#разведка #история #Великая Отечественная война

Комментарии