Драма без дров. Как в голодающем Петрограде учили актерскому мастерству

Петроград времен Гражданской войны... Голод, в день по карточкам - осьмушка колючего жмыхового хлеба. И несмотря ни на что, на базе бывшего Императорского петербургского театрального училища нарком просвещения А. В. Луначарский 19 октября 1918 года открыл Школу русской драмы.

Драма без дров. Как в голодающем Петрограде учили актерскому мастерству | Фото: Pixabay / Cezary_Piwowarski

Фото: Pixabay / Cezary_Piwowarski

Прием в учебное заведение объявляли трижды. В ту зиму стояли лютые морозы, улицы под снегом, трамваи не ходили... Было не до театров. Набор студентов продолжался до марта следующего года, а затем начались занятия.

Среди «шкорудовцев» встречались весьма респектабельные персоны - Мария Скрябина, дочь композитора А. Н. Скрябина, бывшие воспитанники закрытого после революции училища правоведения Николай Осипов и Борис Авсеенко-Потоцкий. Но были и представители «нового мира»: один из них, Леонид Мескатинов, приходил на занятия в солдатской гимнастерке без погон, в трофейных немецких башмаках с подвязанными подошвами, всегда с солдатским котелком на поясе и походным вещмешком.

Самому молодому «шкорудовцу», Мише Цареву, было 15 лет. Самому старшему, бывшему офицеру Николаю Смагину, - 24 года. В 1921 году он погиб, участвуя в подавлении антоновского мятежа на Тамбовщине.

Директору курсов актрисе и педагогу Вере Аркадьевне Мичуриной-Самойловой приходилось заниматься не только учебным процессом, но и хлопотать о продуктах и дровах. Помогал ей в этом А. В. Луначарский, который также читал лекции по этике.

В школе преподавали ритмику, танцы, фехтование, а также фонетику и философию, которых не было в прежнем театральном училище. «Живое слово на сцене и в жизни» читал знаменитый юрист Анатолий Кони. Студенты с первого курса участвовали в спектаклях Академического театра, имели право посещать его спектакли и изучали стиль его игры.

Занятия проходили в доме № 2 по Театральной улице (ныне ул. Зодчего Росси). В соседнем зале студенты видели посиневших от холода «балетчиков» Хореографического училища, среди которых могли быть и девятилетние Галина Уланова и Татьяна Вечеслова.

В летние каникулы «шкорудовцы» образовали Губертруппу, которая с Мишей Царевым во главе выезжала со спектаклями на Западный фронт. А осенью 1919 года юношей призвали в армию. Тогда при участии М. Ф. Андреевой была создана «группа № 6 Окрвоенкома» для обслуживания воинских частей. Она ездила на розвальнях по окрестностям Тихвина и Череповца в 40-градусные морозы и играла пьесу о Парижской коммуне в сараях на тесных сценах. А 1 мая 1920 года «шкорудовцы» участвовали в постановке мистерии «Гимн освобожденному труду» на ступенях Фондовой биржи.

Всего на курсы Школы русской драмы были приняты более ста человек, но к концу 1921 года остались всего 23 студента. Как сложились судьбы первых выпускников?

Оба правоведа, Осипов и Авсеенко-Потоцкий, почти сразу сами покинули заведение. Первый стал впоследствии известным балалаечником и создал Государственный оркестр народных инструментов, названный позже его именем. Второй стал артистом, в 1938 году был арестован и расстрелян...

Мария Скрябина в 1926 - 1928 годах играла в МХАТ II с Михаилом Чеховым Офелию в «Гамлете», в 1931 году пережила арест и ссылку в Лебедянь.

Яков Иодлович (Рудин), писатель-сатирик, драматург, печатался в «Крокодиле». Его пародийные номера играли Мария Миронова, Владимир Хенкин, Геннадий Дудник и Евгений Весник. Он с Рафаилом Корфом организовал сатирический дуэт Рудин — Корф. В 1941 году оба попали в плен под Вязьмой. Рассказывали, что Рудин увидел, как фашисты готовятся казнить Корфа, вышел вперед и сказал: «Я еврей, вешайте и меня». Их повесили рядом...

Евгения Гидони с 1927-го по 1949 год жила в Литве, где в 1941-м с мужем и сыном попала в Каунасское гетто. При его ликвидации им удалось бежать. До 1949 года она работала в Вильнюсском театре русской драмы.

«Шкорудовец» Константин Гузынин в годы войны возглавлял одну из концертных фронтовых бригад в Ленинграде, а в 1943 - 1945 годах выступал в качестве конферансье фронтового цирка под руководством Евгения Гершуни. Он был автором эстрадных номеров, а вместе с Евгением Шварцем - и пьесы «Под крышами Парижа», поставленной Николаем Акимовым с участием Аркадия Райкина.

Две «шкорудовки» стали народными артистками РСФСР. Гликерия Богданова-Чеснокова, актриса театра, кино и оперетты, выступала в 1933 - 1941 годах в Ленинградском мюзик-холле под руководством Леонида Утесова и в Театре эстрады и миниатюр под началом Аркадия Райкина. Елена Корякина всю жизнь играла в Государственном театре драмы им. Пушкина, иногда - в опереттах Малого оперного (Михайловского).

Единственным «шкорудовцем», ставшим народным артистом СССР, был Михаил Царев. До 1934 года он был актером Василеостровского театра, а затем и Ленинградского театра драмы имени Пушкина.

Среди первых «шкорудовцев» была и заслуженный работник культуры РСФСР Наталья Иванова (Вербинина), выступавшая на сценах многих городов, но дольше всего - в Иванове. Свои воспоминания она опубликовала в книге «Школа русской драмы». Уже после ее кончины я узнал, что она моя троюродная сестра...

#актерское мастерство #образование #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Драма без дров».


Комментарии