Дипломат и путешественник. Как сложилась судьба князя Ухтомского
Суждения об этом оригинальном мыслителе разноречивые: одни считали его сторонником самодержавия, другие – приверженцем «правопорядка и веротерпимости», третьи – либералом, четвертые – неославянофилом... Его имя сегодня почти забыто, если не считать переиздания в 2010 году, впервые за 100 лет, его трехтомного «Путешествия на Восток Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича».
Князь Эспер Эсперович Ухтомский в мундире камер-юнкера высочайшего двора. Фото начала ХХ века. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Речь о князе Эспере Эсперовиче Ухтомском, издателе и редакторе «Санкт-Петербургских ведомостей» в 1896 – 1917 годах. Современники отмечали, что он был чрезвычайно разносторонней личностью: дипломатом, путешественником, политиком, публицистом, крупным коллекционером-ориенталистом, камер-юнкером высочайшего двора.
Ухтомский был представителем древнего княжеского рода – ветви дома Рюриковичей, включающей в число предков по женской линии Юрия Долгорукого и хана Батыя. Он родился в 1861 году в семье морского офицера, окончил гимназию при историко-филологическом институте и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимался изучением философии и славянской филологии сначала у М. И. Владиславлева, а затем у В. С. Соловьева, с которым у него сложились дружеские и творческие связи. В 1884 году, подготовив выпускную работу о свободе воли, получил степень кандидата и серебряную медаль.
Вскоре после окончания Университета он поступил в департамент духовных дел иностранных исповеданий. Там начал выполнять поручения, связанные с организацией дипломатических встреч представителей восточных держав с высокопоставленными российскими чиновниками и самим императором.
В конце 1880-х годов Ухтомский по заданию Министерства внутренних дел совершил путешествия в азиатские владения России, населенные буддистами, а также в Китай и Монголию. За время путешествий он посетил 19 дацанов, беседовал с монахами и изучал бурятские архивы. В монастыре на озере Гусиное встречался с верховным иерархом российских буддистов Бандидо-Хамбо-ламой, а затем на свой страх и риск отправился в Ургу и Пекин, чтобы и там получить аудиенцию у старшего ламаистского духовенства.
Результатом его поездок стала докладная записка к вышестоящему начальству, в которой Ухтомский резко осуждал процесс русификации бурят и раскрывал причины возрождения среди них ламаизма.
Эта командировка, как и опубликованный доклад, вызвали недовольство иркутского генерал-губернатора и архиепископа Вениамина. А вот буряты признали в Ухтомском своего покровителя. Как следует из доклада, Ухтомский поддерживал политику русификации окраин, но не посредством насильственных действий, а методом взаимопроникновения культур, с осознанием ответственности за малые народы, надеющиеся на нравственную авторитетность цивилизации.
Ухтомский проникся глубоким уважением к буддизму как гуманному учению, уступающего только христианству, и отводил ему особую роль в диалоге Востока – России – Запада, обосновывая «вселенскую миссию» России и русской цивилизации по отношению к другим культурам мира, прежде всего для Китая, Монголии и Тибета. Князь считал буддистских подданных царя важным инструментом для расширения русского влияния во Внутренней Азии, а населенное ими Забайкалье – «ключом к сердцу Азии, авангардом русской цивилизации на границе «Желтого Востока».
15 августа 1895 года Ухтомский обратился к Николаю II с просьбой разрешить ему издавать собственную еженедельную газету, подчеркивая, что она, «не отличаясь узконационалистическим направлением и широко отражая... культурную жизнь Запада, вместе с тем в полемическом отношении» станет «проводником одобряемых Вами принципиальных взглядов на Востоке». Император дал добро, и с 1 января 1896 года Министерство народного просвещения, которому принадлежали «С.-Петербургские ведомости», удовлетворило просьбу князя об аренде газеты.
Новую программу газеты Ухтомский обозначил так: «Россия, оставаясь во всеоружии политического положения в Европе, властнее прежнего взглянет на ближний и дальний азиатский Восток, где для творческих сил русского народа... открыт еще... поразительный простор деятельности самого благородного свойства».
При Ухтомском «Санкт-Петербургские ведомости» стали органом просвещенных консерваторов, среди ее авторов были Василий Розанов и Владимир Соловьев. Одной из особых забот газеты стала защита прав проживающих в империи национальных меньшинств. За первое десятилетие редакторства Ухтомского она завоевала репутацию самого авторитетного российского периодического издания по азиатским вопросам.
Симпатии князя Ухтомского к восточным религиям выразились еще и в том, что он занялся сбором предметов монгольского, китайского и тибетского искусств. Его коллекция насчитывает более трех тысяч экспонатов и составляет главную часть собрания искусства Восточной Азии в Эрмитаже. Публикации Ухтомского и его коллекция привлекли внимание востоковедческих кругов Петербурга: он был избран членом Русского географического общества, а МИД стал обращаться к нему как к консультанту по вопросам, связанным с Восточной Азией.
Что касается отношения князя Ухтомского к событиям, происходившим после октября 1917 года, то в архивах сохранилось крайне мало документов, относящихся к тому времени, однако и по ним можно судить о его гражданской позиции. В 1919 году он принял активное участие в открывшейся в Русском музее «Первой буддийской выставке», организованной С. Ф. Ольденбургом, поскольку она способствовала сохранению художественных и научных фондов в новой общественно-политической обстановке.
После революции Ухтомский жил в стесненных обстоятельствах, зарабатывал переводами, занимал случайные должности в петроградских музеях. Согласно удостоверению, выданному ему в 1920 году, он был ассистентом-хранителем Дальне-Восточного отделения Русского музея, научным сотрудником Академии истории материальной культуры, а также сотрудником Пушкинского Дома, Музея антропологии и Русского комитета для изучения Азии.
Скончался он от воспаления легких в Детском (бывшем Царском) Селе 26 ноября 1921 года. Место его погребения неизвестно.
...Свою идеологию Ухтомский называл «восточничеством». Он подчеркивал, что русская культура никогда не будет принята Западом на равных, хотя и не отрицал множество благ, которые можно заимствовать из западной культуры. Однако не был он и западником, да и славянофилом его трудно назвать, поскольку он воспринимал Россию как одну из множества культур, самобытную, но ничем принципиально среди прочих не выделяющуюся.
В отличие от тех, кто ассоциировал Россию с Западом или настаивал на необходимости возрождения славянского наследия, «восточничество» акцентировало внимание на азиатских корнях России и провозглашало расширение России на восток. В дальнейшем это направление мысли было осмыслено эмигрантами-интеллектуалами как «евразийство».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7074) от 17.12.2021 под заголовком ««Восточничество» князя Ухтомского».
Комментарии