erid: 2VtzqvVAvA4

Давняя традиция. Наличие постоянных мостов через Неву долгое время не отменяло санных перевозов

Крепкий морозец. Лед на Неве прочен и позволяет двигаться по нему и пешему, и конному. На фотографии Карла Буллы, датированной началом ХХ века, — цепочка санных упряжек и пешеходов движется от Французской (ныне Кутузова) набережной к Выборгской стороне.

Давняя традиция. Наличие постоянных мостов через Неву долгое время не отменяло санных перевозов | Совершенно ушедшая традиция: в старом Петербурге пространство замерзшей Невы превращалось в оживленную транспортную магистраль./Репродукция. ФОТО автора

Совершенно ушедшая традиция: в старом Петербурге пространство замерзшей Невы превращалось в оживленную транспортную магистраль./Репродукция. ФОТО автора

Бегут по льду санки, тянет их лошадка. Возница внимательно следит за тем, чтобы лошадь не оступилась, не упала. Недоглядишь — нарушишь утвержденные еще в 1866 году министром внутренних дел «Правила обращения с животными»: «Запрещается накладывать груз слишком тяжелый, явно несоответствующий силам животного и состоянию дороги. Упавшую в упряже лошадь запрещается поднимать ударами кнута, но следует распрячь ее, если пособие руками окажется недостаточным».

За нарушение правил виновных привлекали к ответственности. И не только самих возниц, но и городовых, если они заметили нарушение и не приняли меры…

Казалась бы, совсем недалеко от изображенной на фотографии ледяной переправы с 1879 года действовал постоянный Литейный мост. Однако вот парадокс: наличие постоянных мостов через Неву долгое время не отменяло давнюю петербургскую традицию санных перевозов. Они действовали между Сенатской площадью и 1‑й линией Васильевского острова, Гагаринской улицей и Петровской набережной, Английской набережной и Морским корпусом на Николаевской набережной (ныне набережная Лейтенанта Шмидта). У берегов строили деревянные сходни и съезды на лед.

Что же касается перевоза на Выборгскую сторону, то он сохранялся еще и потому, что некоторое время существовала достаточно веская причина избегать поездки по Литейному мосту. В 1910 году по нему временно пустили часть десятикилометровой железнодорожной ветки, связавшей Николаевскую железную дорогу с Финляндской.

В «Петербургском листке» в 1913 году сообщалось: «Рано утром ежедневно по Литейному мосту можно наблюдать необычное зрелище — движение товарных поездов, идущих от Николаевского вокзала к Финляндской товарной станции. Паровозы с вереницей вагонов, пройдя по улицам и Воскресенской набережной, выходят на Литейный проспект. Во время движения через мост здесь часто происходят инциденты с извозчиками, у которых пугливые лошади бросаются в сторону, опрокидывая экипажи и ломая оглобли».

Как сообщалось в газете, движение поездов по Литейному будет продолжаться до тех пор, пока не закончится постройка Финляндского железнодорожного моста. А тот был принят в окончательную эксплуатацию только весной 1914 года…

На фотографии Карла Буллы видны здания музея Пирогова (ныне на его месте отель «Санкт-Петербург») и хирургических клиник Императорской военно-медицинской академии. Возможно, что идущая вдалеке группа пешеходов — студенты, которые возвращаются из этого музея, где они, может быть, осматривали музейные коллекции, рассказывающие о жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова и других выдающихся русских хирургов, а в библиотеке читали журнал «Друг здоровья» и толстый том издания «Фармакопея».

Наверняка есть среди следующих по ледяной переправе и те, кто торопится в клиники Императорской военно-медицинской академии навестить своих захворавших родственников или друзей. Время посещения больных соблюдалось строго. Не менее строги были правила входа в палаты: с корзинками и узелками туда не пускали. Ни пирожка, ни тем более горячительных напитков больным передавать было нельзя…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #XX век

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7330) от 09.01.2023 под заголовком «Про мосты и перевозы».


Комментарии