«Чья власть - того и вера»

Возникшее в Европе в ХVI веке религиозное движение, направленное против власти папства, колоссальным образом повлияло на судьбы мира. Породило не только немалое число протестантских конфессий, но и новую, протестантскую, этику, которая впоследствии стала основой рыночного капитализма и нового политического миропорядка - буржуазной демократии. О том, что стало его причиной и как разворачивались события, мы говорим с кандидатом исторических наук Павлом КРЫЛОВЫМ, научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН. И одновременно - пастором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

«Чья власть - того и вера» | Мартин Лютер прикрепляет к двери замковой церкви в Виттенберге лист с 95 тезисами против торговли индульгенциями. 31 октября 1517 года. Гравюра XIX века. Репродукция. ФОТО АВТОРА

Мартин Лютер прикрепляет к двери замковой церкви в Виттенберге лист с 95 тезисами против торговли индульгенциями. 31 октября 1517 года. Гравюра XIX века. Репродукция. ФОТО АВТОРА

- Павел Валентинович, почему потребовалась Реформация?

- Ответ на этот вопрос серьезным образом зависит от того, на какой точке зрения вы стоите. Если на конфессиональной, то Реформация - чудо Божие, совершившееся тогда, когда ему было необходимо произойти. А если на мирской, светской - тогда можно искать причины социального, экономического и даже научно-технического характера.

Я вижу Реформацию как стремление вернуться к изначальной вере, утраченной потому, что человек, когда к чему-то прикасается, зачастую не улучшает, а портит, извращает. Есть достаточно известный пример: когда-то прообраз игральных карт был создан для того, чтобы учить детей читать буквы и писать цифры. А что из этого получилось? Азартная игра, крайне вредное занятие...

То же самое можно сказать относительно церковной организации и веры. Условно говоря, пришло время, когда нужно было обернуться назад, взвесить все и отказаться от того, что подводило уже к какому-то краю...

- И что же это было?

- Скажем, продажа индульгенций, о которой едва ли не каждый помнит еще со школьной скамьи. Это было первое, что возмущало. Хотя речь шла все-таки не о прямой покупке отпущения грехов, а о пожертвовании. То есть человек не просто бросал монету и откупался, а жертвовал деньги в надежде, что грех его будет прощен.

Но в полемике все заостряется. К примеру, в стихотворении «Виттенбергский соловей» немецкого поэта Ганса Сакса, популяризатора идей Реформации, продавцы индульгенций выставлены змеями, которые сели на церковный престол и только и делают, что морочат головы народу и дерут с него деньги...

Второе, что возмущало, - пренебрежение многих церковных деятелей своими прямыми обязанностями. Что я имею в виду? Допустим, какой-нибудь князь-епископ был таковым только номинально, он отсутствовал на своей кафедре, не посещал свои приходы, занимался политикой, мог быть высоким государственным деятелем. То же самое касалось и нижестоящих деятелей церкви: они зачастую не служили сами в своем приходе, а нанимали какого-нибудь заместителя, часто студента-богослова или человека, не имевшего должных качеств, недостаточно грамотного.

Числясь настоятелем, имея положенный по статусу доход, они сваливали всю нагрузку на кого-то другого, а дело при этом оставались в небрежении. Некоторые таким образом даже «коллекционировали» должности. Например, кто-то мог одновременно возглавлять три, четыре, пять приходов. Собирал с них ренту, а свое место за небольшую плату передоверял каким-то своим «подначальным». Подобное очень сильно раздражало паству. Авторитет церкви падал...

- Очевидно, ситуация зрела достаточно долго. Но почему «точкой невозврата» стало именно начало XVI века?

- На самом деле все к тому шло. В XIV веке с похожими идеями очищения церкви выступал в Англии Джон Виклеф. Сожжение на костре проповедника Яна Гуса, в начале XV столетия объявленного еретиком за критику сложившихся церковных порядков, вызвало в Чехии Гуситские войны. Символом последователей Гуса стало причащение всех христиан «под обоими видами» - то есть освященными хлебом и вином, в которых воплощены тело и кровь Иисуса Христа. Поначалу гуситы сплоченно и достаточно успешно воевали против католиков, однако затем разделились на умеренных («чашников»), согласившихся на примирение, и радикалов («таборитов»), в итоге разгромленных.

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главного в те времена «средства массовой информации») в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами против торговли индульгенциями. Это был ответ на буллу, выпущенную двумя неделями раньше Папой Римским Львом X, - об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «оказания содействия построению храма Св. Петра и спасения душ христианского мира».

Воззвание Мартина Лютера выражало растущее недовольство официальным католицизмом, погрязшим, говоря современным языком, в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к идеалам раннего христианства.

Надо понимать, что Лютер не пророк, не святой, а учитель. Просто в отличие от своих предшественников, в том числе француза Пьера Вальдо, уже упомянутых Джона Виклефа или Яна Гуса, которые в той или иной степени подверглись гонениям, Мартин Лютер смог добиться успеха. Его поддержали выходцы и из простого народа, и из среднего сословия (бюргерства), вплоть до некоторого числа князей и дворян...

Университетский диспут об индульгенции, организованный Лютером, вызвал очень острый резонанс. Может быть, даже в чем-то не адекватный самому событию. Диспут мог бы ограничиться стенами университета и не имел общественных последствий. Однако призыв Лютера обрел всегерманское, а потом и всемирное значение.

О вреде, который наносила продажа индульгенций, говорили и прежде на подобных собраниях, и дальше ничего не происходило. Почему теперь «заискрило»? С одной стороны, на происходящее обратили внимание те, кто побоялся потерять доход. С другой - у Лютера появилось огромное количество сторонников, которые говорили: «Да ведь он говорит правду! Нельзя приманивать пожертвования обещанием отпустить грехи. Ибо грехи отпускает господь, а не священник, получающий за это мзду».

Резонансной была не только продажа индульгенций, но и другие темы. Например, полезен ли целибат - обет безбрачия? Должна ли церковь иметь огромные земельные владения или ей надлежит жить умеренно и скромно?..

Успеху идей Реформации способствовали и многие обстоятельства, сложившиеся к началу XVI века. В первую очередь - распространение грамотности. Все больше людей к тому времени ожидали от проповеди не просто пересказа, а обращения к первоисточнику - Священному Писанию. Немцы, успевшие научиться читать и писать, желали видеть Библию на родном языке. Свои тезисы Лютер написал на латыни, однако распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовало то, что в 1522 году он перевел Новый, а в 1534 году Ветхий Завет на понятный простым прихожанам немецкий язык.

- Еще один важнейший фактор - изобретение книгопечатания.

- Несомненно. Иоганн Гутенберг в середине XV века изобрел печатный пресс, хотя рукописные книги еще достаточно долго конкурировали с печатными по скорости изготовления и по цене. Дело в другом: тиражирование рукописных книг происходило путем надиктовывания, то есть в одном помещении некто читал книгу, а несколько писцов одновременно записывали - на слух. Поэтому в рукописных книгах, размноженных подобным образом, было огромное количество ошибок, с которыми приходилось мириться.

Ныне же возникла возможность найти тот истинный текст, в каком-то смысле «первотекст». И зафиксировать его раз и навсегда - эту возможность как раз и давала печатная книга.

Вообще желание найти истину, поделиться ею стало одной из духовных причин, мировоззренческих устоев Реформации. Своего рода попытка возвращения к утраченной чистоте - той первоначальной церковной «форме», в которой не будет ничего наносного...

Реакция Католической церкви не заставила себя долго ждать. Папа Римский Лев X и император Карл V провозгласили Лютера еретиком и объявили вне закона. В 1529 году Карл V запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с «ересью» Лютера. Однако вставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро германских князей и четырнадцать городов объявили официальный протест.

Ответом на Реформацию стала и так называемая контрреформация - она проводилась по решению XIX Вселенского собора Католической церкви, проходившего восемнадцать лет, с 1545-го по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте). Иерархи признали, что многие сферы церковной жизни нуждаются в корректировке, например, ввели запрет на совмещение должностей. Отныне один настоятель мог иметь только один приход. Большое внимание начали уделять образованию: были открыты семинарии для подготовки священников.

Такая реакция католиков подразумевала, что церковными делами должна заниматься сама церковь, а не какой-то доктор теологии Виттенбергского университета в частном порядке. В этом была одна из основных претензий иерархов к Лютеру. А тот со своей стороны рассуждал следующим образом: право и свобода христианина заключаются в том, чтобы называть черное черным, а белое белым. Независимо от того, как это выглядит с точки зрения церковной дисциплины. Ибо, как учит Священное Писание, повиноваться следует Богу, а только потом уже человеку...

Там, где Реформация победила, утвердилось новое течение в христианстве, называемое протестантизмом. Pro testo переводится с латыни как «свидетельствую в пользу», а не выступление против кого-то, как это мы понимаем сегодня. Таким образом, в том историческом контексте «протест» означал заявление в защиту Лютера.

По мнению людей, исповедующих протестантизм, он является выступлением за подлинное Евангелие, за евангелические принципы, сформулированные следующим образом: «только писанием, только верой, только благодатью, только во Христе и одному богу слава». Это означает, что для спасения человека не нужны посредники, каждый верующий непосредственно общается с Богом. И спасается не личными заслугами, а только верой и благодатью...

Понятие «протестантизм», на мой взгляд, скорее религиоведческое, нежели конфессиональное. Религиоведы считают лютеранство одним из ответвлений протестантизма, куда заносят также кальвинистов, англикан, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня. Некоторые даже относят туда русские движения типа духоборов и молокан...

- Каковы последующие исторические рубежи Реформации?

- Тут впору говорить о том, что она была «перманентной». Хотя, рубежи, конечно, есть. Первый - Аугсбургский религиозный мир 1555 года. Он разграничил ареал правления германских князей, принявших Реформацию либо оставшихся верными католицизму. Был установлен принцип: «Чья власть - того и вера». То есть если князь принимал лютеранство, то оно становилось государственной религией его государства.

К тому времени Реформацией оказались охвачены Северная Европа (Швеция, Дания), Северная Германия, в первую очередь Саксонское герцогство, Пруссия, Бранденбург, а также Англия. А вот Южная Европа, прежде всего Испания, а также Австрия выступили против Реформации. С того времени религиозная карта уже мало менялась - вплоть до сегодняшних дней. Скандинавия и север Германии и поныне протестантские.

Франция раскололась на сторонников и противников Реформации. Кончилось все знаменитой Варфоломеевской ночью в августе 1572 года - массовым убийством гугенотов-протестантов в Париже, организованным католиками - французским королем Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи. Причем надо заметить, что во французской столице идеи католического благочестия были очень сильны и там нашлось кому поучаствовать в резне. Испанский король Филипп II, кстати, весьма позитивно воспринял подобную расправу над еретиками.

Увы, характерная для того времени религиозная нетерпимость, помноженная на жестокость нравов, сделала войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными. Самая известная из них - Тридцатилетняя, кровопролитная и разорительная, начавшаяся в 1618 году в Германии и охватившая со временем практически всю Европу. Суть конфликта состояла в том, что королевский дом Габсбургов, стоявший во главе Священной Римской империи, пытался противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей.

Война кончилась в 1648 году Вестфальским мирным договором. Согласно ему, отныне лютеране и католики имели гарантии сохранения веры внутри Священной Римской империи. А все конфессиональные вопросы должны были решаться на всеобщем германском сейме общим консенсусом. Гарантом прав лютеран был признан шведский король, поскольку Швеция участвовала в той войне на стороне лютеранской коалиции. Кстати, Франция кардинала Ришелье, который в России известен многим прежде всего по романам Александра Дюма в роли этакого душителя свободы, выступал в той войне на стороне лютеранской Швеции...

И, наконец, последний временной рубеж - 1815 год, Венский конгресс. Именно он провозгласил веротерпимость на территории всего германского союза, как называлось тогда это образование, в которое входило 39 государств.

- Как вы считаете, возможно ли сегодня нечто подобное Реформации, поскольку тема перемен в церковной жизни возникает постоянно?

- Большинство спорных вопросов сегодня не вызывает такого ажиотажа, как пятьсот лет назад. Люди, обличающие непорядки в церкви, сегодня вполне могут найти себе аудиторию в рамках нее самой. Если вы хотите вернуться к истокам, то никто вас в рамках церкви не будет за это третировать.

Вообще же в евангелическо-лютеранском мире есть очень разные церкви, и каждый может найти свою по душе. Например, российские лютеранские церкви не признают распространенного в Европе «либерального богословия» - я бы точнее назвал его конформистским. Главный его смысл в том, что оно считает возможным корректировать слово Божие. Например, если с точки зрения какого-либо государства необходимо признать законность однополых браков, то подобное «конформистское богословие» находит тому обоснование. Хотя в Священном Писании говорится прямо противоположное. Впрочем, и в самой Европе есть лютеранские церкви, которые не признают «либеральное богословие», открыто его критикуют...

- Как видится из сегодняшнего дня: в чем Реформация двинула человечество вперед?

- Пожалуй, главное состоит в том, что осмысление опыта довольно продолжительной распри, произошедшей в XVI веке, привело к пониманию: вопросы веры лучше всего решать не на поле боя, а в ходе дискуссии, в том числе и богословской. И тот, кто научится разговаривать с обществом на понятном ему языке, кто сможет наилучшим образом донести ему свои мысли и сопроводить их убедительными примерами, тот в конечном счете и сможет повести за собой.

Результатом Реформации стало то, что на управление общественным благом стали претендовать все более широкие слои общества, все чаще прибегая для этого к парламентским механизмам.

Символическое значение Реформации подтвердили и те торжества, которыми опровождалось его 500-летие. Центром стал германский город Виттенберг, где когда-то началась Реформация. Там к этому юбилею отреставрировали практически все, что относилось к тем событиям, посадили сад из пятисот деревьев. Во всей Германии день 31 октября был впервые на федеральном уровне объявлен выходным. В Берлине, Виттенберге и в замке Вартбург в Тюрингии, где Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, состоялись выставки национального масштаба, посвященные юбилею.

В России это событие отметили достаточно скромно. В Петербурге, например, прошла выставка в Музее истории религии. На выставке в городском музее Гатчины рассказали о лютеранах, внесших значимый вклад в жизнь региона. Один из них - полководец Петр Христианович Витгенштейн, который, как принято считать, в 1812 году остановил движение войск Наполеона на петербургском направлении.

#реформация #Мартин Лютер #протестанцизм

Комментарии