Чужестранные единоверцы. История акварели Василия Молодецкого
Акварель, созданная в 1796 году художником Василием Ивановичем Молодецким и хранящаяся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, сопровождается длинной, но информативной подписью: «Торжественное построение воспитанников Корпуса чужестранных единоверцев во время молебна во дворе бывшего дворца Б. Х. Миниха на Васильевском острове». Ныне в здании, двор которого изображен на рисунке, находится Морской корпус Петра Великого (наб. Лейтенанта Шмидта, 17).
Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга
В 1775 году Екатерина II повелела создать Гимназию чужестранных единоверцев – для детей греков, переселившихся от преследования Османской империей в Приазовье, Северное Причерноморье и Крым. Дабы в борьбе с турками привлечь на свою сторону греков, государыня создавала для них благоприятные условия в Российской империи, строила церкви, предоставляла льготы. В Петербурге для гимназии отремонтировали и приспособили пострадавший от пожара дворец генерал-фельдмаршала Бурхарда Кристофа фон Миниха, блиставшего в эпоху императрицы Анны Иоанновны.
На гимназию, получившую в 1793 году статус корпуса, возлагалась важная политическая задача. Юношам-грекам в будущем предстояло занять военные и государственные посты в Греческой империи со столицей в Константинополе, которую императрица планировала создать на обломках Османской империи. Екатерина II и внука-то не случайно назвала Константином: он и должен был возглавить православную монархию, которую собирались возродить силой русского оружия.
Впрочем, мечта эта не осуществилась, да и Корпусу чужестранных единоверцев был отмерен короткий век. В декабре 1796 года, лишь только став императором, Павел I приказал его расформировать, а воспитанников перевести в другие учебные заведения. Лишился работы и художник В. И. Молодецкий, с 1793 года служивший в корпусе гофмейстером и, вероятно, выполнивший акварель по заказу этого учреждения.
Что же касается истории самой акварели, то она, как отмечала ведущий научный сотрудник Музея истории города Галина Васильева, поступила в собрание в 1927 году и поначалу получила условное название «Вид двора неизвестного здания». Только после кропотливой исследовательской работы удалось определить и автора, и изображенное событие. По словам Галины Васильевой, художник подробнейшим образом, в манере несколько архаичной даже для конца XVIII века, выписал лица, все детали костюмов и архитектуры.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Чужестранные единоверцы».
Комментарии