Чужестранные единоверцы. История акварели Василия Молодецкого

Акварель, созданная в 1796 году художником Василием Ивановичем Молодецким и хранящаяся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, сопровождается длинной, но информативной подписью: «Торжественное построение воспитанников Корпуса чужестранных единоверцев во время молебна во дворе бывшего дворца Б. Х. Миниха на Васильевском острове». Ныне в здании, двор которого изображен на рисунке, находится Морской корпус Петра Великого (наб. Лейтенанта Шмидта, 17).

Чужестранные единоверцы. История акварели Василия Молодецкого | Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

В 1775 году Екатерина II повелела создать Гимназию чужестранных единоверцев – для детей греков, переселившихся от преследования Османской империей в Приазовье, Северное Причерноморье и Крым. Дабы в борьбе с турками привлечь на свою сторону греков, государыня создавала для них благоприятные условия в Российской империи, строила церкви, предоставляла льготы. В Петербурге для гимназии отремонтировали и приспособили пострадавший от пожара дворец генерал-фельдмаршала Бурхарда Кристофа фон Миниха, блиставшего в эпоху императрицы Анны Иоанновны.

На гимназию, получившую в 1793 году статус корпуса, возлагалась важная политическая задача. Юношам-грекам в будущем предстояло занять военные и государственные посты в Греческой империи со столицей в Константинополе, которую императрица планировала создать на обломках Османской империи. Екатерина II и внука-то не случайно назвала Константином: он и должен был возглавить православную монархию, которую собирались возродить силой русского оружия.

Впрочем, мечта эта не осуществилась, да и Корпусу чужестранных единоверцев был отмерен короткий век. В декабре 1796 года, лишь только став императором, Павел I приказал его расформировать, а воспитанников перевести в другие учебные заведения. Лишился работы и художник В. И. Молодецкий, с 1793 года служивший в корпусе гофмейстером и, вероятно, выполнивший акварель по заказу этого учреждения.

Что же касается истории самой акварели, то она, как отмечала ведущий научный сотрудник Музея истории города Галина Васильева, поступила в собрание в 1927 году и поначалу получила условное название «Вид двора неизвестного здания». Только после кропотливой исследовательской работы удалось определить и автора, и изображенное событие. По словам Галины Васильевой, художник подробнейшим образом, в манере несколько архаичной даже для конца XVIII века, выписал лица, все детали костюмов и архитектуры.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #искусство #акварели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Чужестранные единоверцы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».