Чехарда с календарем. Почему День народного единства празднуют 4 ноября?

Скажите, пожалуйста, как случилось, что День народного единства в России стали праздновать 4 ноября? Подробно этот критический для страны период описан в целом ряде книг, в том числе в труде К. Валишевского «Смутное время», изданном в Петербурге в 1911 году. Как известно, конец Смуты связывают с двумя датами, послужившими источниками для установленного ныне праздника: 22 октября, когда казаки Трубецкого приступом взяли Китай-город, и 26 октября, когда сдались последние поляки и Москва была освобождена. Ни одна из приведенных дат старого стиля не согласуется с 4 ноября. Не секрет, что к событиям, произошедшим до 18 февраля 1700 года, при переводе со старого стиля на новый добавляется десять дней, и 4 ноября не получается. Видимо, кто-то, не посмотрев в святцы, к датам Смутного времени вместо десяти дней прибавил тринадцать! Но это же нонсенс! С уважением, отставной военный моряк Святослав Николаевич Мишин

Чехарда с календарем. Почему День народного единства празднуют 4 ноября? | Фото Яны Хватовой

Фото Яны Хватовой

Отвечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Санкт-Петербургского института истории РАН Варвара ВОВИНА:

- Не очень рекомендую доверять трудам Казимира Валишевского, который был лишь популяризатором, причем не всегда хорошим. Тем, кто интересуется произошедшими тогда событиями и хочет при этом прочитать что-то однозначно принятое всеми историками, лучше взять «Очерки истории Смуты в Московском государстве» С. Ф. Платонова, «Минин и Пожарский» И. Е. Забелина или «Очерки истории Нижегородского ополчения» П. Г. Любомирова.

Все это признанные авторитеты из числа историков конца XIX - начала XX века, потом их книги переиздавались. Конечно, имеются и более близкие к нам, и прямо современные авторы. Тема Смуты продолжает быть востребованной. Можно назвать Р. Г. Скрынникова, его ученика И. О. Тюменцева, Б. Н. Флорю, Ю. М. Эскина, В. И. Ульяновского, В. Н. Козлякова и многих других.

Читатель прав: 22 октября 1612 года ополчением был взят Китай-город. Однако Кремль продолжал оставаться в руках польского гарнизона: он сдался только 26 октября. Прав он и в том, что при пересчете дат XVII века на новый стиль добавляется 10 дней, поэтому, строго говоря, 22 октября соответствует 1 ноября.

Но дело в том, что 22 октября по старому стилю РПЦ отмечала праздник иконы Казанской Божией Матери. После перехода на новый стиль в 1918 году эта дата превратилась в 4 ноября.

Освобождение Москвы связывалось с помощью, исходившей как раз от этой иконы. С ней второе (нижегородское) ополчение подошло в 1612 году к столице. Поэтому в сознании многих поколений этот церковный праздник и был торжеством избавления от «нашествия иноплеменных».

Значение иконы для освобождения Кремля подчеркивается в «Новом летописце» 1630 года. Этот литературный памятник времен царствования Михаила Федоровича составлялся, когда еще были живы многие герои Смуты, в том числе князь Дмитрий Пожарский. Есть основания полагать, что именно от него исходили некоторые рассказы, попавшие в текст.

Нужно также учесть, что икона Казанской Божией Матери - это образ, явление и прославление которого в 1579 году были связаны с патриархом Гермогеном, еще одним героем Смуты. Его послания по городам призывали к борьбе за освобождение от иноверцев.

После взятия Кремля осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский, как сказано в том же «Новом летописце», установил икону в Москве в церкви Введения Богородицы, а затем перенес ее в Казанский собор на Красной площади, где с тех пор 22 октября совершались крестные ходы. Позднее праздник 22 октября стал общегосударственным днем почитания Казанской Божией Матери наряду с днем обретения иконы 8 июля.

Возникла традиция связывать окончание Смуты и воцарение Романовых с помощью Казанской Божией Матери, продолжавшаяся несколько веков, а традиции - вещь серьезная!

#день народного единства #праздник #календарь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6576) от 27.11.2019 под заголовком «Чехарда с календарем».


Комментарии