Боян песни русской. Как Юрий Морфесси стал кумиром столичной публики

Так называли Юрия Морфесси - забытую ныне звезду оперетты и шансона

Боян песни русской. Как Юрий Морфесси стал кумиром столичной публики | В предреволюционной России Юрий Морфесси буквально купался в лучах славы, но заслужил он ее собственным трудом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В предреволюционной России Юрий Морфесси буквально купался в лучах славы, но заслужил он ее собственным трудом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В начале ХХ века наряду с прекрасными дамами, исполнявшими на сцене романсы и народные песни, блистали и красавцы-мужчины. Одним из самых знаменитых был Юрий Морфесси, творчество которого высоко ценил сам Федор Шаляпин: он сравнивал певца с легендарным древнерусским песенником Бояном, а поклонники цыганского репертуара Морфесси называли его «князем песни цыганской».

Юрий Морфесси, родившийся в 1882 году то ли в Афинах, то ли в Одессе, с детства любил петь. И достиг такого мастерства, что даже выступал в частных салонах Одессы, в том числе и чтобы помочь матери, воспитывавшей троих детей. Однажды голос Юрия услышал знаменитый итальянский оперный певец Маттиа Баттистини, гастролировавший в России. Он и порекомендовал талантливому юноше посвятить себя сцене.

Первые контракты Юрий Морфесси получил в Одессе. Затем был Ростов-на-Дону и, наконец, Петербург - антреприза Сергея Новикова. Выступал он также и с сольными концертами, исполняя русские романсы и цыганские песни. Успех пришел практически сразу, гонорары за выступления росли безостановочно.

Об одном из представлений в театре Новикова пресса сообщала: «Юрий Морфесси, кумир столичной публики, любимец завсегдатаев оперных театров, привлек всех <...> не только благородной внешностью героя, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым он овладел в совершенстве».

Певец был верен оперетте и шансону. Исполнительница романсов Ольга Янчевецкая вспоминала: «Морфесси умел в трехминутной песенке поведать целую судьбу человека. Слушаешь его - и мысленно представляешь его героев, они ощутимы и зримы. А такое, к сожалению, дается не каждому артисту, не каждому певцу».

Морфесси разрывался между Петербургом и Москвой, блистал в театрах-буфф, варьете и концертных залах обеих столиц. Его квартира в доме № 67 по Каменноостровскому проспекту ошеломляла роскошью, одевался он с шиком и любил прохаживаться по Невскому со своим слугой-другом - лилипутом Николаем Суриным.

Интерес к певцу подогревали и циркулировавшие в прессе рассказы о его любовных похождениях. Причем пассии артиста были большей частью фигурами неординарными, под стать кавалеру...

С 1910-х годов огромными тиражами начали выходить пластинки Морфесси с ариями из оперетт, русскими и цыганскими песнями. Несколько романсов он записал на цыганском языке. В 1912 году певец снялся в кинофильмах «Петля смерти», «Княгиня-цыганка», «Веселый мертвец» и других.

Слава о певческом таланте Морфесси была столь высока, что летом 1914 года его пригласили выступить перед императором. Певец вспоминал: «Огни Кронштадта. Изящная, стройная яхта «Полярная звезда». Силуэты Великих княжон и Цесаревича на палубе. Кают-компания, где нас радушно встретил флаг-капитан адмирал Нилов. <...> Вошел Государь с Великими княжнами. Все заняли места, и началась трапеза. За столом служили матросы Гвардейского экипажа, красавцы великаны, с громадными руками в белых перчатках. Я в первый раз имел возможность близко и долго наблюдать Государя. Он как-то вдруг очаровывал, подкупал и своей внешностью, и своей благородной простотою. И чем дальше, тем это впечатление усугублялось».

После концерта флаг-капитан Нилов сообщил певцу, что государь в восторге от его пения и намерен еще раз пригласить его. Выступление на «Полярной звезде» было отмечено царским подарком - запонками с бриллиантовыми орлами.

Во время Первой мировой Юрий Морфесси добавил в свой репертуар песни патриотического содержания: «Пожар московский», «Рвемся в бой», «Казак Крючков»... Осенью 1917 года он вместе с Федором Шаляпиным гастролировал по Восточной Сибири, они собирались в Японию. Революция заставила певца вернуться в Петроград. Затем Морфесси уехал в Одессу, а осенью 1920-го, потеряв все средства к существованию, эмигрировал.

В конце 1920-х годов в Югославии он женился на Валентине Лозовской, о которой впоследствии вспоминал: «[Она была] необыкновенной русской девушкой. После семейной драмы - ее отец был замучен и убит большевиками - Лозовская, вдохновляемая жаждой мести, со своими братьями очутилась в рядах Добровольческой армии... Передовые позиции, три ранения, георгиевский крест... Это женщина-воин... Еще и выдающаяся спортсменка. На состязаниях в плавании она побила рекорд мужчин-пловцов... Взяла первый приз на женских автомобильных гонках». Однако «необыкновенная девушка» покинула певца, при этом дочиста обобрав его...

Со временем Морфесси осел в Париже, выступал в русских кабаре, давал сольные концерты, пел в фешенебельном ресторане «Кавказ», в знаменитом «Эрмитаже», где ему аккомпанировал известный в русской эмиграции оркестр князя Голицына. Певец не порывал и связей с родиной. В его репертуаре появились песни Матвея Блантера, Исаака Дунаевского, Бориса Фомина... Морфесси исполнял «Катюшу», «Вольный ветер», песни из кинофильма «Веселые ребята».

В годы Второй Мировой войны он продолжал выступать, пытаясь оставаться вне политики. Весной 1944 года в Праге он участвовал в концерте, где среди зрителей помимо пражан и русских эмигрантов присутствовали и нацисты. Морфесси исполнял песню «Шумел, горел пожар московский». Когда он дошел до слов «Зачем я шел к тебе, Россия, Европу всю держа в руке», зал ахнул. Казалось, певцу было несдобровать, но влиятельный импресарио Борис Тиханович сумел замять скандал, и для Морфесси все закончилось «ссылкой» в Вену.

После войны Морфесси переехал в Баварию. Знаменитый певец умер в 1949 году, не приняв гражданства ни одной из стран, в которых жил после 1920 года.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#музыка #артисты #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6679) от 15.05.2020 под заголовком «Боян песни русской».


Комментарии