Бомбардир, урядник, шкипер: образ Петра I в советской пропаганде и научно-популярной литературе в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война, несомненно, принадлежит к числу важнейших исторических событий, в полном смысле слова определивших ход мировой истории. Победа Советского Союза и стран Антигитлеровской коалиции над Германией и ее союзниками избавила человечество от угрозы жесточайшего порабощения, а некоторые народы – от полного уничтожения. Среди множества факторов (военных, политических, экономических и др.), повлиявших на ход и итоги напряженной борьбы, важную роль сыграл фактор идеологический.

Карикатура Б. Ефимова
Великая Отечественная война, несомненно, принадлежит к числу важнейших исторических событий, в полном смысле слова определивших ход мировой истории. Победа Советского Союза и стран Антигитлеровской коалиции над Германией и ее союзниками избавила человечество от угрозы жесточайшего порабощения, а некоторые народы – от полного уничтожения. Среди множества факторов (военных, политических, экономических и др.), повлиявших на ход и итоги напряженной борьбы, важную роль сыграл фактор идеологический.
Значимым элементом идеологии являлись определенные трактовки истории страны, взгляд на ее прошлое, победы и поражения, героев и врагов.
Современный исследователь истории пропаганды Виталий Тихонов в одной из своих работ (2015) отметил: «Давно замечено, что в критические моменты, когда создается угроза существованию нации или социальной группы, происходит мобилизация исторической памяти».
Руководство Советского государства, в годы Великой Отечественной войны, прекрасно осознавало, каким мощным идеологическим потенциалом обладает история и приняло меры для эффективного использования исторических данных в официальной пропаганде. Среди многих военачальников и государственных деятелей, чьи образы оказались очень востребованы в условиях Великой Отечественной войны, видное место занял первый русский император Петр I.
Стоит отметить, что определенный поворот в официальных оценках прошлого России наметился еще до начала войны, в середине-второй половине 1930-х гг. На смену пафосу разрушения, ломки «старого мира» пришли идеи строительства сильного государства и вооруженных сил, твердого порядка. Соответственно, происходила и «реабилитация» Петра I, как государственного деятеля, внесшего большой вклад в развитие военной мощи России.
Положительная оценка царя Петра нашла отражение в художественных произведениях (например, в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» и в снятом на его основе кинофильме М.В. Петрова, первая часть которого была завершена в 1937 г.) и в научно-популярных работах. В 1939 г. в СССР достаточно широко отмечалась 230-я годовщина Полтавской битвы (1709), в которой войска Петра I нанесли тяжелое поражение шведской армии Карла XII. Сразу несколько издательств («Молодая гвардия», «Воениздат» и др.) напечатали брошюры о Полтавской баталии. На поле боя восстановили обелиски, пострадавшие в бурные революционные годы.
С началом Великой Отечественной войны видные военачальники прошлого, вполне закономерно, стали пользоваться особым вниманием государственных деятелей, пропагандистов, писателей и др. 7 ноября 1941 г., напутствуя уходившие на фронт из Москвы войска, И.В. Сталин очертил в своей речи плеяду наиболее выдающихся полководцев. «Пусть вдохновляет вас в этой войне, - говорил он, - мужественный образ ваших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
Имя Петра I Сталин в знаменитой речи не упомянул. Тем не менее, авторы научно-популярных и пропагандистских работ военных лет (среди них были видные историки, кадровые военные, журналисты) отводили императору в пантеоне выдающихся исторических деятелей довольно заметное место.
В годы войны вышло несколько брошюр и множество статей, посвященных Петру I. Написанные разными авторами (В.А. Панов, Б.Б. Кафенгауз, В.В. Мавродин, Н.М. Коробков, Б.С. Тельпуховский и др.), они, однако, имели общие черты. Это научно-популярные работы, адресованные, прежде всего, бойцам действующей армии. Поэтому авторы старались писать о «делах давно минувших дней» доходчиво и, конечно, проводили аналогии между прошлым и современной им действительностью. Брошюры, как правило, имели небольшой формат: именно такой, чтобы книжечка помещалась в полевой сумке и, даже, в кармане гимнастерки.
Все авторы указывали, что главная историческая заслуга Петра состоит в создании в России регулярной армии и флота, лучшие традиции которых были восприняты вооруженными силами более поздних эпох, включая советские армию и флот. Здесь стоит отметить, что идея о преемственности военных традиций от самых древних времен до современности вообще стала магистральной в пропаганде периода Великой Отечественной войны.
Например, военный историк, подполковник М. Медведев в начале 1943 г. писал на страницах ленинградского журнала «Пропаганда и агитация»: «Армия, созданная Петром Первым, сохранила лучшие традиционные черты русских воинов и с честью пронесла свое оружие по полям сражений».
В том же журнале ученый-историк В.В. Мавродин отмечал: «Он (Петр – А.М.) создал русскую, национальную, регулярную армию, построенную на основе развития русской военной доблести. И эта русская армия, совершенствуясь и развиваясь на протяжении веков, сумела с честью отстоять свободу и независимость нашей великой и могучей Родины».
Еще более определенно высказывался Н.М. Коробков в 1944 г. в статье, напечатанной журналом «Военная мысль»: «Среди великих предков героического русского народа Петр I выступает, как родоначальник и основоположник победоносного русского военного искусства.<…> основы военного искусства Петра, а впоследствии Суворова и Кутузова, имеют для нас не только историческое, но и самое непосредственное жизненное значение. Они живут в Красной Армии, поднявшей их на высшую ступень»...
В брошюрах и статьях военных лет высоко оценивалась и сама личность Петра. Например, В.В. Мавродин писал в статье 1943 г.: «Петр Великий, блестяще одаренный от природы и воин по призванию, был широко образованным полководцем, прекрасно изучившим теоретически и практически все отрасли военного искусства. «Бомбардир», «урядник», «шкипер», «плотник», «полководец», «матрос» - все это гармонично сочеталось в Петре.
Наряду с работами, посвященными Петру I непосредственно, выходило немало публикаций, авторы которых обращались к образу императора в связи с какими-то конкретными событиями в жизни страны и вооруженных сил. Так, осенью 1941 г. советское правительство учредило для частей и соединений, отличившихся в боях, почетное наименование «гвардейских». Пресса, пропагандисты, естественно, сочли необходимым напомнить гражданам СССР и бойцам армии, что начало российской гвардии связано с эпохой Петра I. 18 ноября 1941 г. «Правда» опубликовала передовую статью, в которой, после яркого рассказа о советской гвардии говорилось: «Слово «гвардия» окружено славным ореолом. С образования гвардейских полков начала свое историческое существование регулярная армия русского народа. Петр Первый положил в ее основу знаменитые Преображенский и Семеновский полки, первые гвардейские части».
В Ленинграде имя Петра I, вполне закономерно, звучало особо весомо и значимо. 26 мая 1943 г. город, еще находившийся во вражеской блокаде, которая, к тому времени была прорвана, но не ликвидирована, отметил 240-ю годовщину своего основания. Праздник был ознаменован несколькими выставками, торжественными мероприятиями. Многие газеты, как местные, так и центральные, откликнулись на дату публикациями, в которых шла речь об истории Санкт-Петербурга – Ленинграда и, конечно, упоминался Петр I.
С образом Петра I в блокадном Ленинграде были связаны не только публикации в прессе, но и некоторые военные церемонии. Интересный эпизод можно найти в воспоминаниях М.М. Боброва. В блокаду он, будучи военным альпинистом, участвовал в работах по маскировке высотных объектов города. Работая в Петропавловском соборе (его шпиль было решено покрыть специальной краской) М. Бобров видел, как защитники города, отправляясь на фронт, отдавали воинские почести Петру I.
«…Со стороны великокняжеской усыпальницы, - вспоминал М. Бобров, - в колонне по три, со снятыми головными уборами мимо могилы Петра Первого четко проходил строй военных и выходил через южные двери на площадь. Перед ними на площади выступил политрук. Он сказал, что сейчас отдавались военные почести не императору Петру, а полководцу Петру, который выиграл много сражений. Это он построил наш город, в который никогда не ступала нога вражеского солдата. Клянемся отстоять наш родной Ленинград от фашистов. Строй дружно ответил: Клянемся!».
Интересно, что в различных пропагандистских материалах, связанных с Ленинградом, использовался не только образ самого Петра I, но и его скульптурное изображение – знаменитая статуя работы Этьена Фальконе – Медный всадник, ставший символом города.
В январе 1944 г., когда вражеская блокада была полностью ликвидирована, в прессе появилась выразительная карикатура Бориса Ефимова «Ленинград идет». На ней изображен Медный всадник, который во главе советских танков преследует удирающего Гитлера. Подписью к карикатуре служат строки из поэмы А. Пушкина «Медный всадник»: «…Бежит и слышит за собой – Как будто грома грохотанье…».
В целом, Петр I был весьма востребован официальной идеологией в годы войны, как оказались нужны, даже, необходимы образы и дела еще многих героев отечественной истории. В.В. Мавродин свою книгу «Гвардия», изданную в 1942 г., завершил такими словами: «…История – это тот яркий луч, который, освещая прошлое, помогает нам освещать и настоящее, и смотреть в будущее». Думается, это очень верно, причем не только для военных лет.
Досье:
Михайлов Андрей Александрович, доктор исторических наук, профессор (Гуманитарный институт Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого).
Рэнтер Елена Борисовна (Информационный историко-научный центр – Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материалы рубрики
Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»
В Севастополе работает исторический селфи-квест
Один из старейших. Как появился Бумажный канал
На «Ленфильме» представили выставку «В лучах блокадного кинопроектора»
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии