Бомба в снегу. История неудавшегося покушения на контр-адмирала Греве

«Поравнявшись с кучей снега, командир порта и его спутники увидели, что сверху с эллинга летит какой-то предмет, который, достигнув земли, вкопался в кучу снега». Такова завязка происшествия, случившегося 15 марта 1907 года в Новом Адмиралтействе и по горячим следам описанного в «Петербургской газете».

Бомба в снегу. История неудавшегося покушения на контр-адмирала Греве | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В тот день командир Санкт-Петербургского порта контр-адмирал Н. Р. Греве инспектировал эллинги Нового Адмиралтейства. Основной целью был осмотр строившегося броненосного крейсера «Баян». Контр-адмирала окружали технические специалисты, несколько в стороне шли агенты охранного отделения.

Предмет, упавший в снег рядом с командиром порта и его спутниками, представлял собой, по словам газетчика, «продолговатый, цилиндрический снаряд, завернутый в несколько различных обрывков бумаги, поверх которой была географическая карта Владимирской губернии». «В первую минуту неожиданного открытия все присутствующие невольно отступили, опасаясь, что снаряд еще может разорваться, но вскоре страх сменился тревогой и возмущением против задуманного преступления. Бросились искать виновника покушения».

Обследовав снаряд, специалисты признали его «безусловно разрушительным и смертоносным». «Командир и его спутники неминуемо сделались бы жертвами взрыва снаряда, если бы их не спасла сама природа, - отмечал журналист. - Сброшенный с крыши и собранный в кучу снег под влиянием солнечного дня слегка оттаял, а за ночь верхний оттаявший слой слегка подмерз, образовав рыхлую, еле твердую пористую массу снега. Бомба, упав на снег, встретила сопротивление недостаточно твердое, чтобы произвести разряжение снаряда, но и настолько непрочное, что, проломив своей тяжестью верхний слой и ослабленная в своем падении первым соприкосновением, она медленно погрузилась в рыхлую массу снега, не разрядившись».

Командир порта инспектировал Новое Адмиралтейство ежедневно, что, вероятно, и дало возможность террористу (или группе) основательно подготовиться. На постройке «Баяна» работали свыше пятисот человек. В эллинге было устроено несколько рядов окон и прорезов для света, поэтому проследить за тем, кто совершил покушение, было немыслимо. Бомбисту нужно было только положить заранее на раму одного из окон сверток или оставить его на одной из досок лесов, чтобы затем привести свой план в исполнение.

Репортер «Петербургской газеты» напомнил читателям, что 1 мая 1906 года здесь же, на территории Нового Адмиралтейства, от руки так и оставшегося неизвестным террориста пал тогдашний командир Санкт-Петербургского порта вице-адмирал К. П. Кузьмич, когда он уговаривал рабочих не бастовать. Его закололи отточенным напильником.

На этот раз найти злоумышленника тоже не удалось, да и причина покушения осталась неизвестной. Возможно, это была месть кого-то из рабочих, в скорое время подлежавших увольнению... «Петербургская газета» сообщала, что работы в Новом Адмиралтействе происходили не ежедневно, а лишь четыре раза в неделю. «Сделано это с той целью, чтобы сохранить весь штат рабочих и не лишать заработка часть рабочих, подлежащих за ненадобностью рабочих рук увольнению».

Забегая вперед, скажем, что «Баян» был спущен на воду 2 августа 1907 года, и тогда, вероятно, часть людей остались и без работы, и без заработка. Журналист отмечал, что контр-адмирал Греве «не имел личных врагов, на которых бы падало подозрение в убийстве. Гораздо более вероятно, что покушение это является новым проявлением террористического движения»...

После неудавшегося покушения в Главном Адмиралтействе отслужили благодарственный молебен о спасении. «Целый день командир над портом получал со всех сторон поздравления по случаю счастливого избавления от угрожавшей ему опасности», - сообщала «Петербургская газета». 31 марта 1907 года он участвовал в традиционном торжественном открытии навигации по Неве, а 19 ноября того же года был произведен в чин вице-адмирала и уволен в отставку. Умер он в Ницце в 1913 году.

Что же касается броненосного крейсера «Баян», то он участвовал в Первой мировой войне, а во время Гражданской его орудия установили на батареях Онежской военной флотилии. Сам же корабль в 1922 году был продан русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», отбуксирован в Германию и разобран в Штеттине.

#покушение #история #капитан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6400) от 15.03.2019 под заголовком «Бомба в снегу».


Комментарии