Боевой привет от «Сражающейся Франции». Эскадрилья «Нормандия»

Вошедшая в историю Второй мировой войны французская эскадрилья «Нормандия», а позднее авиационный полк «Нормандия-Неман», была создана по инициативе Шарля де Голля и французского национального освободительного комитета «Сражающаяся Франция». Комитет предложил направить в СССР группу летчиков и авиационных механиков, готовых сражаться против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года в Москве было подписано советско-французское соглашение о формировании французской авиационной эскадрильи.

Боевой привет от «Сражающейся Франции». Эскадрилья «Нормандия» | Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман». Фото: Public Domain

Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман». Фото: Public Domain

Для участия в борьбе против фашистов в Советский Союз прибыли французские добровольцы: 14 летчиков, стрелки и группа авиамехаников. К ним присоединились 17 советских технических специалистов. Уже 4 декабря 1942 года эскадрилья была сформирована на аэродроме близ Иваново. Наименование «Нормандия» эскадрильи решили присвоить в честь одноименной французской провинции, сильно пострадавшей от немцев.

Эскадрилью укомплектовали советскими истребителями Як-1, а несколькими месяцами спустя самолетами Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт, где включена в состав 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля – в состав 18 гвардейского истребительного полка 1-й воздушной армии. В начале апреля 1943 года французские пилоты начали совершать боевые вылеты. 5 апреля летчики Дюран и Прециози одержали первые победы в воздушных боях.

В июле 1943 года французское авиационное подразделение было преобразовано в полк в составе четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур», «Канн». Полк участвовал в Курской битве 1943 года, Белорусской операции 1944 года, в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году. 28 ноября 1944 года за проявленное мужество в ходе воздушных сражений в период освобождения Литвы и форсировании Немана приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина полку присвоено наименование «Нормандия — Неман».

За время боевых действий пилоты эскадрильи «Нормандия» и полка «Нормандия-Неман» совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 самолета противника.

С окончанием войны встал вопрос о возвращении полка на родину. На этом настаивал глава Пятой республики, генерал Шарль де Голль. Франции нужно было боеспособное авиационное подразделение.

15 июня 1945-го пилоты полка «Нормандия-Неман» на самолетах Як-3 взяли курс на запад. Самолеты были специально подготовлены к возвращению во Францию: носы раскрашены в цвета французского флага, а на борту всех машин была нанесена белая стрела. Маршрут был проложен через Познань, Прагу, Штутгарт. Причем в Штутгарте полк задержался на три дня. Затем проследовали до французского аэропорта Сан Дизье, последний перелет – в Париж.


Истребитель Як-3 полка «Нормандия — Неман» в Ле-Бурже. Фото: Wikimedia Commons / PpPachy / CC BY-SA 3.0

20 июня в Ле-Бурже полк встречали командующий ВВС генерал армии Буска, министр аэронавтики и вооружения коммунист Шарль Тиллон, посол СССР во Франции Александр Богомолов и другие важные персоны.

После возвращения во Францию полк «Нормандия-Неман» базировался на аэродроме Ле Бурже. При этом подразделение было переформировано в авиаполк ПВО из двух эскадрилий по 16 Як-3 в каждой. 20 сентября 1945 года полк включен в структуру округа противовоздушной обороны Парижа.

За вклад в победу над фашизмом полк «Нормандия-Неман» награжден орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского. Летчики М. Альбер, Р. де ля Пуап, Ж. Андре и М. Лефевр (последний – посмертно) стали Героями Советского Союза. Все проходившие службу в полку французы отмечены советскими боевыми наградами, в том числе медалью «За победу над Германией», а те, кто принимал участие в последних боях, медалью «За взятие Кенигсберга». 42 французских пилота погибли в боях против фашистской Германии.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история. летчики #авиация #Великая Отечественная война

Комментарии