Боевой привет от «Сражающейся Франции». Эскадрилья «Нормандия»

Вошедшая в историю Второй мировой войны французская эскадрилья «Нормандия», а позднее авиационный полк «Нормандия-Неман», была создана по инициативе Шарля де Голля и французского национального освободительного комитета «Сражающаяся Франция». Комитет предложил направить в СССР группу летчиков и авиационных механиков, готовых сражаться против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года в Москве было подписано советско-французское соглашение о формировании французской авиационной эскадрильи.

Боевой привет от «Сражающейся Франции». Эскадрилья «Нормандия» | Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман». Фото: Public Domain

Личный состав авиаполка «Нормандия — Неман». Фото: Public Domain

Для участия в борьбе против фашистов в Советский Союз прибыли французские добровольцы: 14 летчиков, стрелки и группа авиамехаников. К ним присоединились 17 советских технических специалистов. Уже 4 декабря 1942 года эскадрилья была сформирована на аэродроме близ Иваново. Наименование «Нормандия» эскадрильи решили присвоить в честь одноименной французской провинции, сильно пострадавшей от немцев.

Эскадрилью укомплектовали советскими истребителями Як-1, а несколькими месяцами спустя самолетами Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт, где включена в состав 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля – в состав 18 гвардейского истребительного полка 1-й воздушной армии. В начале апреля 1943 года французские пилоты начали совершать боевые вылеты. 5 апреля летчики Дюран и Прециози одержали первые победы в воздушных боях.

В июле 1943 года французское авиационное подразделение было преобразовано в полк в составе четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур», «Канн». Полк участвовал в Курской битве 1943 года, Белорусской операции 1944 года, в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году. 28 ноября 1944 года за проявленное мужество в ходе воздушных сражений в период освобождения Литвы и форсировании Немана приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина полку присвоено наименование «Нормандия — Неман».

За время боевых действий пилоты эскадрильи «Нормандия» и полка «Нормандия-Неман» совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 самолета противника.

С окончанием войны встал вопрос о возвращении полка на родину. На этом настаивал глава Пятой республики, генерал Шарль де Голль. Франции нужно было боеспособное авиационное подразделение.

15 июня 1945-го пилоты полка «Нормандия-Неман» на самолетах Як-3 взяли курс на запад. Самолеты были специально подготовлены к возвращению во Францию: носы раскрашены в цвета французского флага, а на борту всех машин была нанесена белая стрела. Маршрут был проложен через Познань, Прагу, Штутгарт. Причем в Штутгарте полк задержался на три дня. Затем проследовали до французского аэропорта Сан Дизье, последний перелет – в Париж.


Истребитель Як-3 полка «Нормандия — Неман» в Ле-Бурже. Фото: Wikimedia Commons / PpPachy / CC BY-SA 3.0

20 июня в Ле-Бурже полк встречали командующий ВВС генерал армии Буска, министр аэронавтики и вооружения коммунист Шарль Тиллон, посол СССР во Франции Александр Богомолов и другие важные персоны.

После возвращения во Францию полк «Нормандия-Неман» базировался на аэродроме Ле Бурже. При этом подразделение было переформировано в авиаполк ПВО из двух эскадрилий по 16 Як-3 в каждой. 20 сентября 1945 года полк включен в структуру округа противовоздушной обороны Парижа.

За вклад в победу над фашизмом полк «Нормандия-Неман» награжден орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского. Летчики М. Альбер, Р. де ля Пуап, Ж. Андре и М. Лефевр (последний – посмертно) стали Героями Советского Союза. Все проходившие службу в полку французы отмечены советскими боевыми наградами, в том числе медалью «За победу над Германией», а те, кто принимал участие в последних боях, медалью «За взятие Кенигсберга». 42 французских пилота погибли в боях против фашистской Германии.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история. летчики #авиация #Великая Отечественная война

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».