Блокада в переводе не нуждается. «Акция искупления» открыла волонтерский лагерь в Петербурге

Инициатор международного движения «Акция искупления - служба делу мира» - Германия. Ежегодно в его рамках проводится два десятка летних лагерей, причем преимущественно в странах, жители которых сильнее всего пострадали в годы Второй мировой войны. В их числе - Чехия, Голландия, Польша, Израиль и, конечно же, Россия. В нашем городе волонтерский лагерь собрался уже третий раз.

Блокада в переводе не нуждается. «Акция искупления» открыла волонтерский лагерь в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Его участников собирают по конкурсу, и заявители могут выбрать, в какую страну им поехать. Финансирует поездки евангелическая церковь Германии, часть средств вносят сами волонтеры. Чаще всего они молоды, но это вовсе не значит, что люди более старшего возраста оказываются «за бортом». Организаторы уверены: неважно, сколько человеку лет, есть ли у него какой-либо профессиональный опыт или нет: каждый может внести свой вклад в общее дело.

В нашем городе партнером акции выступает общество «Россия - Германия» (оно входит в Санкт-Петербургскую ассоциацию международного сотрудничества). Как рассказала председатель общества и куратор волонтеров Елена Федорова, основной их посыл - чувство коллективной национальной вины, с которым выросло не одно поколение немцев.

— Когда несколько лет назад я привезла участников «Акции искупления», причем по их же просьбе, на германское воинское кладбище в Сологубовку, где о немецких солдатах говорят прежде всего как о жертвах войны, то почувствовала холодок неприятия. И больше таких попыток не предпринимала, - рассказала Федорова.

В нынешнем году в петербургском волонтерском лагере было четырнадцать человек. Главным образом - из Германии. Одна девушка, Ирина, - с Украины, ее дальний родственник пережил блокаду Ленинграда, и она ищет сведения о нем в архивах. В основном в группе молодежь - выпускники школ, студенты, но были и люди постарше, в том числе учительница немецкого языка и литературы.

В лагере было два непосредственных руководителя - Надежда Гофенберг и Валентин Яндт. Надежде 24 года, она из российских немцев, родом из Омска, уже тринадцать лет живет в Германии. Сейчас учится в Гессенском университете. Валентин Яндт - этнический немец, ему 27 лет, он будущий школьный учитель естествознания. Окончил Бременский университет, живет в Берлине, получает второе высшее образование, изучает политологию. В нашем городе уже не в первый раз. Полгода здесь жил по студенческому обмену - учился в СПбГУ. Так что очень хорошо говорит и понимает по-русски.

Для нас, немцев, важно показать, что мы не забываем про роль германского народа в преступной войне и стараемся по мере наших сил искупить его вину, - говорит Валентин Яндт. - Брат моего деда (по материнской линии) воевал где-то на юге России, был простым солдатом, но эта тема в нашей семье всегда была закрытой. Знаю только, что он был ранен, демобилизован еще до конца войны, поэтому плена избежал. Прадед по отцовской линии до войны был социал-демократом, а потом стал членом Национал-социалистической партии. Так что многие в какой-то степени оказались соучастниками политики нацизма. Одни по своей воле, другие были простыми исполнителями...

Чем же занимались участники питерского летнего лагеря? По уже сложившейся традиции, первую неделю они благоустраивали памятники советским воинам в поселке Рахья Всеволожского района, близ Ладожского озера.

— Памятники в более-менее хорошем состоянии, но уход все равно нужен. Так что работа для нас всегда находится. Убрать, почистить, покрасить... Конечно, местные власти справились бы и сами, но наша работа была в какой-то мере символическая, - поясняет Валентин Яндт.

Вторую неделю волонтеры помогали горожанам, пережившим блокаду.

Мы давно дружим с районными отделениями организации «Жители блокадного Ленинграда», - рассказала Елена Федорова, - они предоставляют нам адреса тех, кому нужна помощь и кто не против принять немецких волонтеров. Молодые люди занимаются уборкой в квартирах, моют окна - выручают тех, кому тяжело сделать это самостоятельно.

Но, наверное, самое важное - это беседы волонтеров с блокадниками.

Из этих личных встреч мы узнаем очень много, - говорит Яндт, - и запоминается это намного сильнее, чем то, что можно прочитать в книгах или увидеть в музее. Мы очень благодарны за то, что блокадники делятся с нами воспоминаниями. И нам очень важно их доверие к нам...

По словам Валентина, в немецком языке слово «блокада» звучит точно так же и в переводе не нуждается. А вот отношение к ней менялось. До 1990-х годов в Германии доминировало представление, что Ленинград был просто окружен, и все. О главной цели - задушить город голодом - не говорилось. Теперь все иначе, особенно после выступления в бундестаге в 2014 году Даниила Гранина, поведавшего с высокой трибуны о том, что пережил Ленинград и как он выстоял. Для многих немцев сказанное российским писателем стало откровением.

Вообще же для большинства волонтеров участие в «Акции искупления» - просто возможность посетить Россию, чтобы самим разобраться, насколько справедливы обвинения в ее адрес, которые они постоянно слышат в своих СМИ. Действительность опровергает многие штампы и представления. По словам участников акции, их буквально поразило русское гостеприимство...

Очередной летний лагерь завершен. Вместе с блокадниками волонтеры возложили венки и цветы на Пискаревском мемориальном кладбище. А перед этим они побывали в штаб-квартире общества «Жители блокадного Ленинграда» на Невском проспекте. И были приятно удивлены, узнав среди участников встречи некоторых героев документального фильма голландского режиссера Джессики Гортер «900 дней. Миф и реальность блокады Ленинграда», который они специально посмотрели перед поездкой. Картина спорная, в России вызвала неоднозначные отклики, но получила международное признание.

— Мы не забываем того, что происходило в нашем городе во время войны, но зла на немцев не держим, - сказала, обращаясь к волонтерам, руководитель «Жителей блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. - Наш народ всегда отличался тем, что он умеет прощать... Спасибо вам за помощь, и ждем на следующий год.

#война #Германия #акция #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6288) от 27.09.2018 под заголовком «Блокада в переводе не нуждается».


Комментарии