Благонравна, скромна и трезва. Судьба повивальной бабки из Стрельнинского дворца

В рассказах о жителях царских и великокняжеских дворцов обычно фигурируют их сановные обитатели, а также их не менее знатные и именитые гости. Имена тех, кто обслуживал огромное хозяйство, за редким исключением мало кому известны. А ведь для истории они не менее ценны.

Благонравна, скромна и трезва. Судьба повивальной бабки из Стрельнинского дворца | Надежда Колотова (сидит) / Архивное фото

Надежда Колотова (сидит) / Архивное фото

Простой пример: в придворном штате Стрельнинского дворца (ныне известного как Константиновский), переданного в середине XIX века императором Николаем I в качестве свадебного подарка великому князю Константину Николаевичу, значились 75 человек. От смотрителя дворца, гоффурьера (заведующего прислугой), церковных служащих до истопников, полотеров и сторожей. Их должности и имена сохранились в архивных документах, но они нам практически ничего не говорят...

Из семейных преданий петербуржец Игорь Макаров знал, что его дальний предок Надежда Колотова служила в Стрельнинском дворце «штатной» повивальной бабкой. Больше ничего известно не было, и он занялся поисками в Российском государственном историческом архиве. Кое-что удалось найти, хотя и не очень много.

Выяснилось, что Надежда была человеком православного вероисповедания, ее отец – отставной унтер-офицер лейб-гвардии Конногренадерского полка, брат – заведующий унтер-офицерской школой в Псковском губернском батальоне...

В Стрельнинский дворец Колотова пришла на смену Анне Викштрем, которая принимала на свет будущего поэта К. Р., родившегося 10 августа 1858 года, и его брата Дмитрия, появившегося на свет двумя годами позднее.

Прослужив в своей должности более двух десятков лет, Викштрем в 1871 году подала прошение о том, что «по совершенно расстроенному... здоровью не может продолжать службы, а потому просит об увольнении от оной, и об исходатайствовании ей за долговременную службу пенсии». А поскольку в последнее время она много болела, то «с разрешения великого князя исполняла ее обязанности повивальной бабки Стрельнинского дворца девица Надежда Колотова, имеющая на то диплом, которая желает поступить на ее место и просит об утверждении в должности повивальной бабкой, с производством положенного содержания».

Наличие у Колотовой диплома говорит о том, что она, по всей видимости, окончила Императорский институт повивального искусства с родильным госпиталем, основанный в Петербурге в 1797 году по инициативе императрицы Марии Федоровны. (Ныне его продолжателем является Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Д. О. Отта). В это заведение принимали девушек не моложе 18 и не старше 30 лет, знавших грамоту. Как указывалось в документах, после окончания учебы «всякая повивальная бабка должна быть в звании своем испытана, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять».

Утверждения на должность Надежде Колотовой пришлось ждать три месяца, поскольку требовалась резолюция министра императорского двора. Когда же наконец она 19 июня 1871 года была официально назначена, ей положили жалованье 100 рублей серебром в год «с предоставлением казенной квартиры с отоплением».

Несмотря на достаточно высокий статус, Надежда Колотова принимала роды у простых жителей Стрельны и часто становилась их восприемницей при крещении. Об этом есть множество записей в метрических книгах стрельнинской Спасо-Преображенской церкви. Для многих Колотова стала и крестной матерью. Дело в том, что в те времена, если ребенок родился незаконнорожденным или после принятия родов повивальная бабка понимала, что он слишком слабый и не выживет, то дать ему имя, совершив таинство крещения, она могла самостоятельно.

Так, запись в метрической книге от 7 июня 1886 года гласит: «Имя родившейся: Татиана, незаконнорожденная. Родители: крестьянская девица Татиана Васильева... Окрещена Акушеркою Надеждою Семеновою Колотовою». Обращаю внимание на изменение «должности» Колотовой: французское слово «акушер» в конце XIX века вытеснило русское «повивальная бабка».

О дальнейшей судьбе Надежды Колотовой семейные предания ничего не говорят, а найти документы в архивах пока не удалось...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #судьба #Стрельна

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «Благонравна, скромна и трезва».


Комментарии