Могучая Хазария: история исчезнувшего государства

Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.

Могучая Хазария: история исчезнувшего государства | Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА

Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА

- Всеволод Львович, так кто же такие хазары и почему им непременно надо отомстить?

- Понимаете, для Пушкина главным источником была «История государства Российского» Карамзина. В ту пору о хазарах еще толком ничего не знали: ученые лишь подступали к изучению этой темы. И Пушкин, по всей видимости, посчитал хазар одним из кочевых народов, нападавших на Русь. Что было несправедливо. Хазария, наоборот, служила буфером между Русью и кочевниками, тем самым защищая славян от набегов печенегов и тюрков.

Впрочем, обо всем по порядку. Поначалу хазары действительно были кочевым тюркоязычным народом. Во второй половине VII века они населяли прикаспийские степи Северного Кавказа и входили в состав сильного, но недолговечного государства - Тюркского каганата. Каган - на древних тюркских языках значит «великий хан». Соответственно, государство - каганат.

Примерно в 630 году, после длительных походов в Закавказье, в которых главной ударной силой были хазары, Тюркский каганат распался. Началась ожесточенная борьба за его наследие и территорию.

Хазарское войско победило соседний тюркоязычный народ - болгар (во избежание путаницы их теперь именуют «протоболгарами»). Часть их во главе с ханом Аспарухом ушла за Дунай, на территорию современной Болгарии. Там они захватили власть над местным славянским населением, но скоро сами были полностью им ассимилированы и передали ему свое родовое имя. Другая часть болгар переместилась на север в Среднее Поволжье, где возникло государство Булгар (Волжская Булгария).

Однако немало тюркских болгар, этнически близких хазарам, подчинились им. В результате хазары уже к середине VII века создали сильное царство во главе с правителем, которого звали каган, или хакан (позднейшая форма - хан). В последующие несколько веков оно занимало обширное пространство между Волгой и Днепром. Ныне на этой территории расположены Татарстан, Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Астраханская, Волгоградская, Самарская и другие области.

Территория Хазарии доходила почти до нынешнего Киева (поселение на его месте тогда уже, несомненно, существовало), хазары подчинили себе Северный Кавказ и большую часть Крыма. Доминирование хазар в этом регионе было настолько велико, что арабо-персидский географ IX века Ибн-Хордадбех даже называл Черное море Хазарским. Арабский автор Х века Ибн ал-Факих обозначал Азовское море как «залив хазар».

- Сколько же времени просуществовала Хазария?

- Почти триста лет, до середины Х века, и она была сильнейшей империей, такой же, как Византия и Арабский халифат. С православной Византией отношения у нее складывались добрососедские, хотя тайные интриги и случались. А вот с Арабским халифатом, устремившимся после завоевания Закавказья на север, все было не так однозначно.

Впервые арабское войско, покорившее прежде Северный Кавказ, попыталось завоевать хазар в 653 году, но получило от них серьезный отпор... Арабо-хазарские войны длились с переменным для каждой стороны успехом до 730 года. При этом хазары оттягивали на себя лучшие арабские войска, угрожавшие Византии.

Историк Михаил Артамонов отмечал, что именно благодаря хазарам Византия выстояла в схватке с Арабским халифатом. «Одного этого достаточно, чтобы обеспечивать хазарам прочное место на страницах всемирной истории и истории нашей страны и привлечь к ним внимание исторической науки», - отмечал он.

Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар.

Правда, в 737 году арабскому полководцу Марвану удалось совершить успешный поход против Хазарии. Он перенес войну с Кавказа на территорию Нижнего Поволжья, где в районе устья Волги была столица хазар - Итиль. Преследуя хазарские войска, Марван дошел до района современного Саратова и нанес им поражение. Он заставил кагана просить мира и даже дать обещание принять ислам. До этого в Хазарии исповедовали язычество.

Впрочем, после ухода Марвана с добычей каган и его подданные вернулись к прежним порядкам жизни...

- Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?

- История выбора веры была примерно такая же, как спустя почти полтора века у киевского князя Владимира. В 730 году к хазарскому кагану Булану по поручению своих правителей прибыли миссионеры - христиане из Византии и мусульмане из Арабского халифата. И каждый хотел склонить хазарского правителя к своей вере.

Булан пригласил для диспута с ними «мудреца из израильтян», то есть раввина. Откуда он был - точно неизвестно. Но иудейские общины появились еще в начале новой эры в греческих городах-колониях, расположенных на северном побережье Черного моря, - Херсонесе, Фанагории, Пантикапее (Керчи) и других местах. Помимо этого на южном Кавказе с древнейших времен проживали иудеи персидской культурной традиции.

Когда дискуссии у Булана ни к чему не привели, он спросил христианского проповедника, какая вера, по его мнению, лучше: иудейская или мусульманская? Тот стал восхвалять веру иудеев - народа, которого Бог называл «мой первенец», а веру мусульман высмеял.

Мусульманина Булан попросил сделать выбор между христианской и иудейской верой. Тот ответил, что иудейская вера - истинная, и хотя иудеи согрешили и теперь Бог их наказал, но в конце концов он смилуется, и они будут спасены. В результате Булан провозгласил, что выбирает иудаизм - как лучшую, по общему признанию, веру.

Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя.

Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.

Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги.

Представители верхушки общества даже получили еврейские имена - Исаак, Зевулон, Иосиф, Вениамин, Менассе (Манассия), Моисей, Менахем, Хезекия, Обадия. Но археологические свидетельства показывают, что иудаизм был распространен не только среди элиты.

- По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?

- Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».

Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам».

Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.

Иосиф поведал, в частности, о происхождении хазар: как истинный иудей, он постарался увязать его с библейской традицией. Он утверждал, что хазары - потомки Ноя. У Ноя был сын Иафет, у того - сын Тогарма, а седьмого сына Тогармы звали Хазар. Вот, мол, от него и произошел хазарский народ.

Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.

- Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?

- Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии.

Во время арабских походов на Волгу в VIII веке славяне были естественными союзниками хазар. Говоря современным языком, они были «товарищами по оружию» сначала в борьбе против арабов, а затем - против наступавших с востока кочевников. Уже упомянутый Масуди отмечал, что в Хазарии войско кагана и его прислугу составляют славяне.

Есть и другое обстоятельство: хазарская держава, расширяя свою территорию на запад до Днепра, вытеснила на запад племенное объединение тюрко-болгар - кутригур. Причем, вероятно, с помощью славян, поселения которых находились тогда к западу от Днепра. Победа над кутригурами позволила славянам занять их территорию.

Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи...

Что же касается князя Олега... В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния.

Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега.

Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.

Таким образом, вот ключевой момент: государство, именуемое в летописях «Русская земля», возникло на территории, освобожденной от подати Хазарскому каганату. Оно и стало его «могильщиком». Русь окрепла, в 965 году Святослав обрушил свой удар на Хазарию и сокрушил ее. К тому времени она уже была значительно ослабленной: ее подорвали набеги новых кочевников - печенегов...

Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.

На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов...

Как бы то ни было, славянскую державу - Киевскую Русь - в определенной степени можно считать исторической преемницей былого хазарского государства. Киевские князья даже переняли титул правителей Хазарии - каган (хакан), который сохранялся ими вплоть до Ярослава Мудрого.

Культурное наследие Хазарского каганата оказало серьезное влияние на книжную культуру Древней Руси. Выдающийся ученый-семитолог Андрей Борисов в своем исследовании, созданном в 1942 году в блокадном Ленинграде, блестяще доказал, что древнерусские рассказы о премудростях царя Соломона - прямое заимствование из еврейской книжности.

- Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?

- Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.

Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.

А в 1970-х годах крупный нумизмат-востоковед из Государственного Эрмитажа Алексей Быков открыл нумизматическое наследие хазар. Среди огромной массы арабских серебряных дирхемов VIII - X веков, найденных на территории Восточной Европы, он выявил небольшую группу монет с несвойственными арабам руноподобными знаками. Часть из них имела указание собственного монетного двора - «Ард ал-Хазар» («Земля Хазар»).

- Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию...

- Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Я уже упоминал об основателе советской школы хазароведения археологе Михаиле Артамонове, директоре Государственного Эрмитажа. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.

Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами.

Именно эта оценка никому не известного автора (по фамилии Иванов) послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции...

Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.

Много лет археологи искали древний город Итиль. В конце 2000-х годов было объявлено, что его обнаружили на Самосдельском городище близ Астрахани. Мне довелось побывать там на раскопках. Величавая картина: притоки Волги, степь, степное раздолье... и находка Итиля действительно стала событием мирового значения, сравнимым с обнаружением берестяных грамот Великого Новгорода.

 

#история #народ #Древняя Русь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Благодарность «неразумным хазарам»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...